1.3.5. Узел отсечки тяги
С целью обеспечения заданной дальности и точности полета баллистических ракет на твердом топливе осуществляется отсечка тяги последней ступени.
Отсечка (выключение, реверс, обнуление) тяги может быть осуществлена различными способами:
1) открыванием дополнительных сопел - головных (рис. 1.15) или боковых;
отделением части двигателя;
гашением заряда в результате:
а) открывания дополнительных сопел;
б) впрыска охладителя в ракетную камеру;
в) впрыска охладителя после вскрытия дополнительных сопел;
4) использованием подвижных механических реверсивных устройств;
5) отделением работающей основной двигательной установки путем запуска тормозных двигателей, сообщающих работающему основному двигателю кратковременный и сильный толчок в обратном направлении и в сторону.
Возможна также отсечка тяги РДТТ с помощью комбинации каких-либо из перечисленных способов.
Основные требования к системе отсечки тяги РДТТ баллистических ракет состоят в том, чтобы обеспечить:
определённый тормозной импульс последней ступени ракеты;
минимальный разброс конечной скорости; возможность стрельбы в определенном диапазоне изменения дальности.
При этом продукты сгорания топлива, истекающие из отсечных отверстий, не должны возмущать отделившуюся головную часть.
Первое требование реализуется подбором площади проходных сечений отсечных сопел с учетом наклона их к оси ракеты. Для надежного отделения головной части необходимо, чтобы суммарная противотяга от всех отсечных сопел была примерно на 10 % больше тяги основного сопла.
Рис. 1.15. Отсечка тяги РДТТ открыванием дополнительных головных сопел (я) или отделением сопловой части (б):
1 - раструб; 2 — детонационный шнур; 3 — крышка узла отсечки; 4 - теплозащитное покрытие; 5 - корпус РДТТ; 6 – электродетонатор
Минимальный разброс конечной скорости обеспечивается конструкцией узла отсечки тяги, предусматривающей его быстрое вскрытие взрывным способом (подрыв пироболтов или детонирующих зарядов), а также применением двухступенчатой отсечки тяги РДТТ. Такая система основана на последовательном вскрытии реверсивных сопел с определенным временным интервалом.
Для уменьшения возмущения воздействия продуктов сгорания топлива, истекающих из отсечных сопел на отделившуюся головную часть, отсечное сопла располагают на переднем днище под углом к оси ракеты. Возможность стрельбы в определенном диапазоне изменения дальности обеспечивается конструкцией заряда. Возможны варианты расположения узлов отсечки тяги на боковой поверхности РДТТ.
Рис. 1.16. Выключение тяги РДТТ перемещением сопла по коническим болтам:
а — до выключения тяги; б - после выключения тяги; 1 - сопловая часть корпуса; 2 — конический болт; 3 - разрывной болт (условно показан один); 4 - фланец сопла.
На схеме, приведенной на рис. 1.16, отсечка тяги РДТТ основана на перемещении сопла по коническим болтам, выступающим за сопловой фланец и имеющим более широкую часть на заднем конце. На маршевом режиме сопло удерживается частично из-за плотной посадки на конических болтах, частично пироболтами. После срабатывания пироболтов по команде на обнуление тяги сопло отодвигается по коническим болтам на некоторое расстояние. Происходит их протяжка через отверстия во фланце, сопло останавливается, и в сопловой части корпуса образуется большое окно, площадь которого превышает площадь критического сечения сопла в несколько раз. Время перемещения сопла порядка (1...2) 102 с, расстояние примерно 20 см. Часть газов, вытекающих через это большое окно, тормозится на скошенном сопловом фланце и тем самым создает некоторое усилие, направленное назад. После опорожнения двигателя заряд гаснет.
Такой способ отодвигания сопла с постоянным его торможением на конических болтах почти не приводит к увеличению осевых перегрузок в период отсечки.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами