3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
Если время неустановившегося истечения при вскрытии отверстий того же порядка, что и время релаксации теплового слоя а/и2, то возможно прерывание горения (а — температуропроводность топлива). Для смесевого твердого топлива на основе перхлората аммония и сополимера бутадиена горение прекращается при (р=2,5...8,5 МПа) :
dp/dt< (dp/dt)=150-180p.
На значение (dp/dt)Kp влияет дисперсность компонентов, состав топлива (табл. 3.8, здесь связующее на основе полибутадиена).
Для полиуретанового топлива уменьшение дисперсности перхлората аммония облегчает гашение заряда, а для полибутадиеновых топлив — затрудняет. Увеличение стационарного значения скорости горения твердого топлива, уровня давления в двигателе, а также уменьшение показа теля v приводит к росту абсолютного значения (dp/dt)Kp [35].
Опыты показывают также, что заряды, выгорающие со стороны coпла, погасить легче (скорость спада давления меньше примерно на 50 % чем у зарядов с внутренним горением).
Приближенное условие гашения твердого топлива имеет вид
или
.
После гашения заряда происходит истечение оставшихся газов и ракетной камеры, при этом падает давление, а изменения температуры могут быть различны.
1. Истечение изотермическое (Т=const), тогда
,
при этом
.
2. В случае адиабатического истечения
,
при этом
.
3. Зависимость p(t) при истечении из баллона в случае теплообмена (в силу свободной конвекции) имеет вид
,
где .
При СR решение сводится к изотермическому, а при СR — к адиабатическому.
В этих формулах время отсчитывается от момента начала опорожнения РДТТ при давлении рк и температуре То; f0=RT0 соответствует начальной температуре. По зависимости p(t) и уравнению состояния Т(р) могут быть вычислены изменения температуры, плотности и расхода в процессе опорожнения камеры.
Гашения заряда твердого топлива вскрытием в стенках корпуса больших дополнительных площадей используется в экспериментальной схеме обнуления тяги РДТТ перемещением сопла по коническим болтам, выступающим за сопловой фланец и имеющим более широкую часть на заднем конце (см. рис. 1.16). После команды на обнуление тяги сопло сначала перемещается, конические болты протягиваются через отверстия во фланце, затем сопло останавливается. При этом сила протяжки болтов уменьшает ударную нагрузку, возникающую из-за отделения соплового блока, pF0TC. Часть газов тормозится на экране, образующем вместе с отверстием как бы тарельчатое сопло.
На РДТТ в процессе его опорожнения при перемещении сопловой части действует тяга (рн=0)
,
где ,иrм — радиус отверстия, экрана и миделева сечения двигателя соответственно; рэ и э — средние давление и угол между направлениями скоростей ина конической поверхности, соединяющей кромкиотверстия и экрана.
Топливо и размеры образующегося отверстия подобраны так, что в процессе неустановившегося истечения заряд гаснет.
При впрыске охладителя а) охлаждается газовая фаза; б) охладитель непосредственно воздействует на горящую поверхность; в) падает давление (вследствие охлаждения и истечения парогазовой смеси). После гашения должно быть предотвращено самовоспламенение.
Эмпирическая зависимость, определяющая массу воды mв в кг для полного гашения, имеет вид
тв=2т + 3,52S,
где т - масса газа в РДТТ, кг; S - площадь поверхности горения к моменту ее гашения, м2.
Требуемый размер капель d определяется тем, чтобы время испарения (измеряется в мс;d - в мм) было много меньше времени релаксации свободного объема.
В качестве охладителя рассматривались также твердые вещества, выбрасываемые взрывом из пирофорсунки внутрь РДТТ так, чтобы частицы вещества встречали поверхность горения заряда под углом 45…90.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами