3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
При расчете этого процесса обычно используются следующие основные предположения:
1. Все химические реакции протекают на поверхности топлива в зоне горения, которая может считаться плоской, и продукты сгорания поступают в основной поток с пренебрежимо малой осевой составляющей скорости. Экзотермическими реакциями в твердой фазе пренебрегается.
Химические процессы на поверхности топлива и изменение скорости горения считаются квазистационарными.
Продукты сгорания твердого топлива и воспламеняющего состава — идеальные газы, имеющие одинаковые значения cp и R.
4. Поток в канале одномерный; изменение свойств поперек пограничного слоя учитывается в выражениях для коэффициентов теплоотдачи и трения на не горящей поверхности. После воспламенения пренебрегается трением и теплоотдачей к горящей поверхности.
К не воспламенившейся поверхности твердого топлива теплота поступает вследствие:
а) вынужденной конвекции (от потока продуктов сгорания навески воспламенителя и воспламенившейся части поверхности);
б) излучения газов и
в) выпадения раскаленных частиц.
Для корреляции конвективной составляющей теплового потока
наиболее подходит модель пограничного слоя.
Результаты испытаний специальных моделей позволяют в конкретных случаях уточнить коэффициенты. Например,
Nux == 0,036RePr;
,
где х — расстояние от границы воспламенившегося участка.
Если канал достаточно длинный (х>7d), то данные по теплообмену на конечных участках коррелируются соотношением
NuD=0,023ReD°'8Pr0'4.
В начальной фазе, особенно на участках канала, близких к воспламенительному устройству, интенсивность теплообмена увеличивается. В результате модельных испытаний наблюдается также влияние F/F на интенсивность теплообмена [10].
Воспламенительное устройство может быть расположено не только у переднего дна, но и у сопла, в том числе непосредственно внутри раструба. В этом случае струя ВУ проникает в канал сравнительно неглубоко, на (3 ...4)dKАН, и течение аналогично потоку в тупике. Воспламеняющая струя проникает в двигатель со скоростью vC.B =Ba через площадь FB = FB/q(B), а возвратный поток истекает со звуковой скоростью через кольцевую площадь F-FB0,5F. В соответствии с результатами расчетов и продувок имеем pF/pBFB=1,9...2,1; на прилегающем участке длиной (З...4)dкан теплопередача коррелируется зависимостью
, где Re = ,С - коэффициент, равный 3...4 в начале работы, затем уменьшающийся до 1,5...2. За пределами этого участка теплопередача пренебрежимо мала.
Приведенные формулы для конвективного теплообмена используются в математических моделях воспламенения заряда твердого топлива для описания суммарного теплового потока; при этом вводятся поправки.
5. Условием воспламенения является достижение заданного значения температуры Тв на поверхности топлива. Продолжительность периода, предшествующего зажиганию (периода задержки воспламенения t), может быть рассчитана из решения уравнения теплопроводности для твердой фазы одним из следующих способов:
а) при постоянном коэффициенте теплоотдачи и равномерном распределении начальной температуры Т3 для полубесконечной плиты имеем для искомого времени задержки воспламенения:
;
б) нарастание температуры при переменном рассчитывается поуравнению теплопроводности с использованием аппроксимации про филя температуры (интегральный метод) [29]:
.
Для накопления необходимого количества теплоты в прогретом слое топливного заряда время сгорания воспламенителя должно быть ориентировочно не менее 4а/и2.
Достижение заданного значения температуры поверхности за определенное время приближенно означает, что запас теплоты в поверхностном слое достаточен для развития здесь суммарно-экзотермических реакций.
При сделанных предположениях нестационарные, одномерные уравнения массового расхода, импульса и энергии для газовой фазы в канале заряда твердого топлива имеют вид
;
;
;
; ,
где Пт — периметр зоны горения; П— периметр канала, ППт.
При формулировке граничных условий для расчета одномерных течений в канале используются уравнения газового и энергетического баланса для изменения осредненных параметров во входном объеме (х=0, здесь обычно расположен воспламенитель) и в предсопловом объеме (х=L). На стыках объемов с каналами (т.е. при х=0 и х=L) имеют место неразрывность состава, энтальпии торможения и местные потери давления торможения. Расход, состав и энтальпия торможения продуктов сгорания, истекающих из воспламенителя, являются заданными функциями времени. На выходе из предсоплового объема обычно сначала имеется сопловая мембрана (непроницаемая стенка, условие не протекания), а после ее удаления здесь проходит граница сверхзвукового потока. Если величина предсоплового объема пренебрежимо мала, то , причемq (L )=F/FL.
В качестве начальных используются условия покоящегося газа.
После начала истечения продуктов сгорания воспламенительного состава в канал заряда в нем возникают и распространяются волны сжатия, а газы перемещаются к соплу (рис. 3.4, интегрирование уравнений выполнено методом характеристик) [13].
Рис. 3.4. Распределение параметров потока в канале заряда в различные моменты времени после начала автономной работы воспламенителя: а - ;б - ; в -; г -; д -;1 - концентрация частиц конденсированной фазы z 2 – концентрация газов ; 3 - скорость потокаv, отнесенная к а0; 4 - скорость звука а, отнесенная к начальной а0 ; 5 - давление р, отнесенное к кр0.
Из уравнений газового баланса для объема Fx следуют приближенные формулы для скорости газового потока в сечении х:
при ;
при .
Таким образом, при постепенном воспламенении скорость течения в сечении х=l больше скорости на выходе из канала: >vL.
Такое распределение скорости газового потока согласуется с результатами численного интегрирования исходной системы уравнений (рис. 3.5, экспериментальная установка для исследования выхода РДТТ на режим, характерное время t -L/a02 мс, время задержки воспламенения 36 мс). Измеренная скорость распространения пламени в этом случае выросла от l=8 м/с в начале канала до 100 м/с в середине и до 130 м/с в конце. Следует отметить, что скорость газового потока v и скорость распространения пламени l взаимосвязаны, так как последняя зависит от теплообмена не воспламенившейся поверхности с обтекающим ее газом (т.е., в частности, от скорости потока). После того как фронт пламени достигнет соплового торца заряда (l=L), распределение скорости приобретает стационарный характер: vvL (начиная с момента t=61 мс для условий, приведенных на рис. 3.5, а).
Расчетные данные по изменению давлений по времени (см. рис. 3.5,а) согласуются с экспериментальными (а давление, вычисленное без учета эрозионного горения твердого топлива, в данном случае составляет всего 60 % опытного).
Уравнение газового баланса для осредненного по объему давления при известных функциях, описывающих увеличение доли площади критического сечения сопла F(t) (в зависимости от наличия сопловой мембраны и ее функционирования) и доли воспламенившейся поверхности S(t)= SB(t)/S = l(t)/L, а также при известной зависимости T(t)=T(t)/То (обычно изменением температуры газа в этот период можно пренебречь), сводится к типу уравнения Бернулли:
,
где ;
.
Постоянная интегрирования С в решении этого уравнения
определяется из начальных условий: t=0, р=р0 (здесь р— асимптотическое значение р).
В частности, при постоянных F, Т и i имеем
при t<L/i;
при t>L/I,
где ,
Располагая оценками скорости распространения пламени по поверхности, можно конкретизировать зависимость Q2 (t) в уравнении газового баланса и получить имитационную модель процесса выхода РДТТ на режим после периода задержки воспламенения.
Трудности исследования процесса воспламенения обусловлены сильным изменением теплового потока к топливу во времени, малым размером наиболее активного участка, неустойчивостью характера процесса воспламенения и др. Так, 10 %-ная ошибка при определении расхода воспламенителя приводит к 20 %-ной ошибке в расчете времени задержки начала воспламенения заряда РДТТ.
Рис. 3.5. Изменение параметров газового потока в экспериментальном РДТТ при :
а — опытные зависимости давления от времени в начале канала (1) и в конце (2); б — расчетные распределения давления (1), скорости газового потока (2) и температуры (3) по каналу в момент времени 57 мс.
В целом воспламенение заряда твердого топлива в двигателе зависит от совместного воздействия многих конструктивных, технологических, газотермодинамических факторов и является в значительной мере экспериментально отрабатываемым процессом.
Опытные данные показывают, что существует корреляция между временем задержки воспламенения и средней скоростью нарастания давления в период автономной работы воспламенительного устройства (рис. 3.6).
При агрегатных (автономных) испытаниях воспламенительного устройства воспроизводится свободный объем двигателя и расположение ВУ в нем; при этом стенки канала, имитирующего заряд, выполняются из материала с теплофизическими характеристиками, аналогичными характеристикам топлива.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами