5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
В литературе известно большое число моделей турбулентной вязкости. Основные модели, нашедшие практическое применение в расчетах трения и теплообмена [9, 21, 22, 34], можно разделить на полуэмпирические с замыканием на уровне уравнений Рейнольдса (табл. 5.3) и многопараметрические с замыканием уравнений Рейнольдса с помощью дополнительных дифференциальных уравнений.
Сравнение результатов расчета конвективного теплообмена по моделям на основе интегральных соотношений B.C. Авдуевского, интегральной теории С.С. Кутателадзе — А.И. Леонтьева и на основе полной теории пограничного слоя с результатами расчета по алгебраической и энергетической моделям турбулентности выполнено применительно к данным экспериментов с соплом Лаваля, приведенным на рис. 5.5 (программы В.Г. Зубкова, В.А. Стрелкова, В.П. Осипова).
Рабочим телом служил сухой очищенный воздух, значения коэффициентов теплообмена на гладкой непроницаемой стенке определены методом обращения теплового потока (съем тепла с тонкой пермал-лоевой ленты, нагреваемой электрическим током). В расчетах по всем моделям были использованы опытные значения давления и температурного фактора по длине сопла.
Лучшим совпадением с экспериментом обладают модели на основе Интегральных соотношений B.C. Авдуевского и интегральной теории С.С. Кутателадзе - А.И. Леонтьева.
Наличие возмущающих факторов (вдув и шероховатость) корректно учитывают модели интегральной теории при небольших затратах времени, и именно такие модели следует использовать при проектировании тепловой защиты РДТТ. Однако в ряде случаев при действии других возмущающих факторов (неравновесное горение в пограничном слое, переходные явления и др.) необходимо применение моделей на основе полной теории. Характерным примером является явление ламинаризации турбулентного пограничного слоя, т.е. обратный переход к слоистому течению [23], при этом получено снижение уровня теплообмена в два раза по сравнению с рассчитанным по интегральной теории турбулентного пограничного слоя.
В экспериментах с соплом перед цилиндрической горловиной также наступило это явление (см. рис. 5.4). Наступление ламинаризации определяет критическое значение параметра ускорения
.
Только модели на основе полной теории пограничного слоя с энергетической гипотезой о турбулентности позволяют предсказывать эффект ламинаризации. Результаты математического моделирования конвективного теплообмена для условий экспериментов в сопле позволили установить, что участок ламинаризации имел протяженность около 6 мм вверх по потоку от начала цилиндрической горловины (в экспериментах только одна точка измерения оказалась на участке ламинаризации).
Рис. 5.5. Сравнение результатов расчета конвективного теплообмена по различным моделям:
1 — модель B.C. Авдуевского; 2 - интегральная теория пограничного слоя; 3 - полная теория пограничного слоя, энергетическая модель турбулентности; 4 - полная теория пограничного слоя, модель пути смешения; 5 — точка измерения теплообмена на участке ламинаризации; 6 - St~Re; о - экспериментальные данные дозвуковой участок сопла; • - экспериментальные данные, сверхзвуковой участок сопла.
Явление ламинаризации имеет сложную физическую природу, и пользоваться эмпирическими формулами для расчета теплообмена типа зависимости Моретти и Кейса
(5.7)
следует осторожно. Так, эксперименты в сопле, показанном на рис. 5.5, не подтверждают расчеты по (5.7), а параметр не содержит характеристик пограничного слоя.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами