5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
Обычно задачи теплопроводности стараются упростить понижением их размерности при разумной потере точности. Элементы тепловой защиты корпусов и сверхзвуковых частей сопел представляют собой осесимметричные тонкостенные многослойные составные оболочки; толщины их малы по сравнению с длиной. Для упрощения численный процедур температурные поля таких элементов моделируют с помощью одномерного уравнения теплопроводности
. (5.17)
Начальным условием служит равномерное распределение температуры по толщине многослойной стенки . Граничным условиемявляется баланс энергии на перемещаемой стенке
;
.
На стыках слоев выполняют условия сопряжения
; .
Граничным условием на внешней поверхности последнего слоя (слоя защищаемой конструкции) принимают либо условие изоляции
,
либо условие теплообмена с окружающей средой без разрушения поверхностного слоя
.
Это условие отвечает условию испытания двигателя на стенде, а в полете ракеты необходимо учитывать аэродинамический нагрев конвекции,
Переизлучение стенки в окружающее пространство и возможное разрушение внешней защиты корпуса двигателя или элемента соплового блока Области применения краевых задач теплопроводности при моделировании процессов в РДТТ представлены в табл. 5.4.
Для тонких концевых насадок сопел большой степени расширения, выполненных из тугоплавких металлов (Mo, Nb), характерен прогрев практически без перепада температур по толщине. Пренебрегая энергией, пошедшей на нагрев насадка до искомой температуры Tw, установившееся значение этой температуры можно вычислить из баланса энергии (поступающие конвективные и радиационные потоки равны отводимому излучением в окружающее пространство):
.
Учет поглощения тепла при фильтрации газов пиролиза выполняют при допущении о температурном равновесии газовой фазы и твердого кокса с помощью конвективного члена [24], гдеи- теплоемкость и массовая скорость продуктов пиролиза. Такой подход исключает решение очень сложной задачи тепломассообмена в пористом теле в полной постановке, включающей уравнение движения и энергии газовой фазы совместно с уравнением теплопроводности в твердом каркасе прококсованного слоя.
Тепловой эффект разложения связующего в концепции фронта пиролиза [24] (пиролиз происходит в очень узкой области при достижении значения некоторой характерной изотермы Т*) связан со скоростью потери массы выражением
,
где — тепловой эффект фазового превращения.
Массовую скорость продукта пиролиза можно оценить по соотношению
,
где Г — доля связующего, перешедшего в газообразное состояние; R*— положение характерной изотермы.
Тогда уравнение (5.17) примет вид
, (5.18)
где - доля связующего в материале;0 — начальная плотность до пиролиза.
Таблица 5.14
Области применения краевых задач теплопроводности
Краевая задача теплопроводности | Число пространственных переменных | Наличие временной переменной | Область применения | Практическая реализация |
Пространственная нестационарная
Осесимметричная нестационарная
Одномерная стационарная |
3
2
1 |
+
+
+ | Утопленная часть поворотного сопла; регуляторы расхода газа
Утопленная часть сопла; регуляторы расхода газа
Корпуса, газоводы, сверхзвуковая часть сопла
|
Очень редко
Повсеместно
-«»- |
Потерю массы при пиролизе коксующихся материалов представляет моделью Аррениуса
,
где к — плотность кокса; п — порядок реакции.
Угле- и стеклопластиковые материалы тепловой защиты сопел РДТТ имеют незначительное содержание связующего (0,4), и при высоком уровне теплового нагружения учет тепловых эффектов пиролиза не приведет к существенному изменению в перемещении изотермы начала пиролиза и соответственно температуры защищаемой конструкции.
Расчетные значения перемещения изотермы 573 К в углепластике на фенолформальдегидном связующем и температуры защищаемой металлической стенки, полученные численным решением (5.18), с учетом и без учета пиролиза представлены на рис. 5.30. Полученные данные показывают несущественную роль теплового эффекта пиролиза в балансе по толщине углепластика.
Однако при невысоком уровне тепловых нагрузок и большом времени работы двигателя роль пиролиза начинает возрастать (рис. 5.31), и отличие в положении характерной изотермы может достигать 20% несмотря на невысокое содержание связующего.
Рис. 5.30. Перемещение изотермы 573К в углепластике при высоком уровне теплового нагружения:
1 - углепластик; 2 — конструкция; 3 - перемещение изотермы без учета пиролиза связующего; 4 - с учетом пиролиза; 5 - температура конструкции без учета пиролиза связующего; 6 - температура конструкции с учетом пиролиза
Рис. 5.31. Перемещение изотермы 573К в углепластике при невысоком уровне теплового нагружения и большом времени работы двигателя:
1 - углепластик; 2 - конструкция; 3 - перемещение изотермы без учета пиролиза; 4 - с учетом пиролиза
Рис. 5.32. Расчетные и экспериментальные значения температуры внешней поверхности углепластика:
1- изолятор датчика; 2 - термометр сопротивления; 3 - клеевая прослойка; 4 -углепластик; - расчетные значения; , о - экспериментальные данные
Теплозащитные материалы корпусов имеют большие значения доли связующего и газовыделения при пиролизе, но математические модели пиролиза существенно сложнее.
В элементах сверхзвуковых частей сопел — тонкостенных осесимметричных оболочках — применение одномерной краевой задачи теплопроводности (5.18) обеспечивает приемлемую точность. Расчетные и экспериментальные значения температуры внешней поверхности углепластиковой стенки сопла модельного РДТТ представлены на рис. 5.32.
Численные оценки показывают слабое влияние теплопроводности при Т>2000 К на перемещение изотермы 573 К.
В сложных элементах области горла сопла необходимо учитывать пространственный характер растекания тепла и анизотропию свойств материалов. Обычно используют модели двухмерной нестационарной теплопроводности в системе координат R-z. Типичная конструкция трансзвуковой области сопла, выполненная из углерод-углеродных композиций, графита и углепластика, подверженная осесимметричному тепловому нагружению, представлена на рис. 5.33.
Рис. 5.33. Анизотропия проводимостей композиционных материалов утопленной части сопла РДТТ:
1 - неориентированный углепластик; 2 — ориентированный углепластик; 3 - пирографит; 4 - графит; 5, 6 - ориентированный углепластик; 7 - несущая металлическая конструкция; 8 - ориентация наполнителя (оси прессования, осаждения) в материалах
Для ортотропных тел, имеющих только теплопроводности ив направлениях осей координатR и z, уравнение принимает наиболее простую форму:
.
При отказе от гипотезы ортотропности твердых тел необходимо рассматривать коэффициенты теплопроводности компонентами тензора 2-го ранга, и тепловой поток в теле будет линейной функцией компонентов градиента температур [12]:
;
.
Для составного тела сложной формы (см. рис. 5.33) уравнение теплопроводности будет иметь вид
с граничным условием, учитывающим перемещение рабочей поверхности, тепловой эффект уноса, подвод тепла конвекцией и изучением
;
.
Рис. 5.34. Температурное поле в материалах тепловой, защиты горловины сопла:
1 _ углепластик; 2 – металлическая конструкция; 3 - углерод-углеродный композиционный материал; 4 - изотерма 3000 К; 5 -2400 К; 6 - 1100 К; 7 - 500 К; 8 -углерод-углеродный композиционный материал.
Температурное поле элементов горловины сопла РДТТ рассчитано в работе* по модели двухмерной анизотропной теплопроводности (рис. 5.34) с граничными условиями
, .
Отмечено, что учет осевого перетока тепла приводит к отличию от результатов расчетов по одномерной задаче в окрестности минимального сечения.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами