5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
Первоначально для расчетов конвективного теплообмена в РДТТ применяли простые критериальные формулы, полученные обработкой опытных данных [2]:
Nu = 0,0225Re°'8Pr0'4,
где число Рейнольдса определено по эквивалентному диаметру d=4F/П (F-площадь проходного сечения, П — периметр сечения), а теплофизические характеристики газа взяты при температуре ядра потока.
Расчетные методики конвективного теплообмена в РДТТ возникли на основе классических интегральных теорий турбулентного пограничного слоя.
Модель B.C. Авдуевского [19]. Замыканием интегральных соотношений эмпирическими законами трения и теплообмена на пластине получена расчетная зависимость для значения чисел Стантона на гладкой непроницаемой стенке, обтекаемой градиентным потоком:
;
;
.
Здесь - эффективная длина пограничного слоя,
(индекс "1" относится к сечению начала турбулентного режима пограничного слоя).
Зависимость (5.1) справедлива для течения с отрицательным градиентом давления, так как введение эффективной длины соответствует равенству толщин потери энергии в градиентном и безградиентном течениях. Тепловой поток в стенку определяется выражением
qw(s)=StwUe(He-Hw).
В пограничном слое тракта РДТТ на конвективный теплообмен оказывают влияние следующие возмущающие факторы:
вдув продуктов пиролиза и гетерогенного окисления композиционных материалов;
шероховатость поверхности материалов;
турбулентность ядра потока.
В рассматриваемой модели теплообмена влияние этих факторов в практике проектирования учитывают независимо друг от друга поправочными множителями (вычисленное с помощью (5.1) значение коэффициента теплообмена умножают на соответствующее значение).
Дня турбулентного режима переноса нашла применение эмпирическая формула учета вдува [24]:
,
; .
Здесь Ме — молярная масса газа на внешней границе пограничного слоя; Mw — молярная масса вдуваемого газа. Показатель степени зависит от значения Me/Mw:
; ;
.
В соплах РДТТ влияние вдува на конвективный теплообмен незначительно ввиду малых значений параметра вдува ВТ. Так, на поверхности элемента, выполненного из углепластика, в окрестности минимального сечения снижение тепловых потоков не превышает 3%. В корпусе двигателя материалы тепловой защиты имеют большее газовыделение при пиролизе, и уровень конвективного теплообмена значительно ниже, чем по соплу. В этом случае уменьшение тепловых потоков из-за вдува может составить 8...11%.
Наличие вдува в пограничный слой приводит и к уменьшению значений коэффициента восстановления [15].
Параметр вдува определен как В=, где cf — коэффициент трения на непроницаемой стенке, но с учетом сжимаемости. Опытные данные аппроксимированы зависимостью
.
Однако расчеты при Рrт=1,0; В=0,1; 1,0; 10,0 приводят к отрицательным значениям коэффициента восстановления. Поэтому опытные данные обработаны в виде изменения относительных значений коэффициента восстановления от параметра вдува В:
/
Для оценки поправочного множителя из-за шероховатости можно воспользоваться экспериментальными данными работы [24] и данными, полученными при сверхзвуковом обтекании конусов*. Результаты экспериментов (рис. 5.2) указывают на интенсификацию трения и телпообмена и отсутствие аналогии Рейнольдса; при достижении определенного значения высоты элементов шероховатости наступает стабилизация теплообмена, а трение продолжает увеличиваться.
__________________
*Линь Т.К., Байуотер Р.Дж. Модели турбулентности для высокоскоростных пограничных слоев на шероховатых поверхностях // Ракетная техника и космонавтика, 1982. Т. 20. № 4. С 29-40.
Для практических оценок интенсификации теплообмена принята стабилизация значений St/St0 начиная с ks=0,33 мм, а в диапазоне ks=0...0,33 мм можно вычислять значения поправочного множителя по зависимости
Кш=1+0,151,
где k измеряется в мкм.
Рис, 5.2. Интенсификация трения и теплообмена на шероховатой поверхности:
— - конус, 45°; О — конус, 5°; М=2, 4, сf/cfo; - конус, 5°; М=4, 7,St/St0; - • - - зависимость .
Турбулентность ядра потока влияет на процессы переноса в пограничном слое.
Установлено, что внешняя турбулентность больше влияет на теплообмен, чем на трение, и с ростом значения числа Прандтля это влияние снижается. Значение коэффициента интенсификации определяет эмпирическая зависимость*
;
;
;
;
; .
Модель ДР. Бартца. Для сопел с небольшими углами до- и сверхзвуковой частей на основе интегральных соотношений пограничного слоя на пластине предложена зависимость для расчетов конвективного теплообмена на гладкой непроницаемой стенке сопла с учетом переменности свойств сжимаемого газа по толщине пограничного слоя:
_______________
*Пядишюс А.А., Кажимекас П.-В.А., Жукаускас А.А. Влияние турбулентности Набегающего потока жидкости на теплоперенос в турбулентном пограничном слое // Тр. АН Лит. ССР. Сер. Б, 1983, № 3 (136). С. 59-67.
,
где А - коэффициент согласования с экспериментальными данными, имеющий значение 0,026 для дозвуковой части и 0,023 для сверхзвуковой; Ro — радиус входного сечения сопла; l0 — длина предсоплового объема; Re=; R — радиус расчетного сечения сопла; индекс ref относится к некоторому эталонному значению температуры.
Рис. 5.3. Распределение значений коэффициентов теплообмена по тракту сопла Лаваля:
р0=5МПа; 1 - расчет по (5.1); 2 -расчет по (5.2)
Тепловой поток в стенку определен выражением
.
Модели B.C. Авдуевского и Д.Р. Бартца конвективного теплообмена в классических соплах Лаваля на основе интегральных соотношений теории пограничного слоя для гладких непроницаемых стенок дают в ряде случаев близкие друг к другу значения коэффициентов теплообмена (рис. 5.3). Температурный фактор принят равным 0,8 и постоянным по длине сопла.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами