4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
В процессе изменения давления в РДТТ система сопло-выхлопной диффузор проходит несколько состояний; не запущены ни сопло, ни диффузор; сопло запускается раньше диффузора; запущены и сопло, и диффузор; диффузор срывается раньше, чем сопло.
Продукты сгорания, истекающие в диффузор после разрыва сопловой заглушки в период воспламенения твердого топлива, частично перемешиваются с воздухом, сжимают его и вытесняют из канала.
Резкие возрастание притока газов в диффузор (возникновение "газового" поршня) сопровождается появлением волны сжатия, распространяющейся по нему со скоростью а.При отражении волны сжатия от выхода из диффузора возникает волна разрежения той же амплитуды, движущаяся в противоположном направлении. В момент t'=(2L+d)/a (промежуток времени d/aH соответствует процессу отражения волны от открытого конца диффузора) волна разрежения приходит к входу в диффузор, и по всей его длине и в барокамере (малого объема) избыточное внутреннее давление уменьшается до нуля.
Зависимость между повышением давления в области контактной поверхности p /ри расходом газов из РДТТ имеет вид
.
После запуска диффузора относительное давление в барокамере вобщем случае зависит от следующих факторов:
отношения площади входного сечения диффузора к площади критического сечения FBX/F;
угла наклона стенок входной части диффузора к его оси ВХ;
состава газа, истекающего из сопла, и его термодинамических характеристик к и R;
угла наклона профиля сопла вблизи выходного среза а;
числа Маха на выходе из сопла M;
толщины пограничного слоя на выходе из сопла;
притока (оттока) массы и энергии в барокамеру от других источников (помимо начального участка струи ракетного двигателя).
Здесь рассматривается только такая длина диффузора, когда давление в барокамере не зависит от нее, т.е. L/d>(L/d)aвт. Приближенная оценка (сверху) давления в барокамере возможна на основе теории ' донного давления.
Отношение FBX/F является главным определяющим параметром как для давления запуска диффузора, так и для давления разрежения .
Приближенно можно указать следующие границы для :
,
где определяется по. Имеет место соотношение (;;;):
.
При давлениерб возрастает на 25 %.
Значение угла притекания граничной линии тока к стенке диффузора слагается из угла наклона стенки соплаа, угла поворота границы струи и угла стенки входной части диффузораВХ. Угол поворота струи связан с отношением давления в волне, отходящей от кромкисопла:
; при сжатии .
Вследствие того, что ограничен, давление в барокамере возрастает с увеличениема+ВХ.
Снизить давление рб можно несколькими способами:
увеличением диаметра входного сечения диффузора (при этом увеличивается также давление запуска);
уменьшением угла встречи границ струи со стенкой;
охлаждением газов в области разрежения;
уменьшением притока газов от сторонних источников, отсосом газа из области разрежения (так, отсос 0,3...1% расхода газов из двигателя приводит к снижению давления разрежения примерно в три раза, Ма2).
Изменяя приток (отток) газов в область разрежения, можно регулировать высотные условия в процессе испытания.
При уменьшении давления в ракетном двигателе ниже уровня рабочего давления выхлопного диффузора (давления срыва) реактивная струя отсоединяется от его стенок, и в области отсоединения возникают две волны — сжатия, распространяющаяся к двигателю, и разрежения, движущаяся к выходу из диффузора. Волна сжатия может быть асимметричной, и при ее набегании на сопловой блок последний испытывает ударную нагрузку как в осевом, так и в боковом направлениях. Волна разрежения, отразившись от выхода из диффузора, у которого давление превращается в волну сжатия, распространяющуюся в направлении к двигателю и барокамере. При отражении волн сжатия от стенок давление возрастает еще больше, поэтому рб может кратковременно превышать .По мере роста рб происходит отрыв потока от стенки сопла, при отрыве перепад давлений на ней направлен снаружи внутрь сопла и сначала равен ра—рб=-0,5 Мароп (Ма).
Отрыв может быть асимметричным, при этом возникают боковые нагрузки на сопло.
Пройдя срез сопла, волна давления распадается на две, одна из которых, входит в сопло, а другая — в объем барокамеры, окружающий сопло. Внутреннее давление в период распространения распавшейся волны превышает наружное, но значение перепада может существенно превзойти рабочий уровень при безотрывном течении и номинальном давлении в двигателе; соответственно возрастает осевая нагрузка на сопло и искажаются тяговые характеристики.
Для защиты от возвратных течений и их вредных последствий на послесрывных (и предпусковых) режимах работы диффузоров применяются:
дополнительные паровые эжекторы, установленные вблизи вы хода из диффузора, или инжекторы, установленные вблизи входа в диффузор. Включение и выключение этих струйных аппаратов осуществляется автоматически в зависимости от уровня давления в испытуемом двигателе;
продувка барокамеры инертным газом (азотом или гелием), включаемая перед окончанием работы двигателя (а также до запуска и во время работы двигателя с целью удаления окислительных элементов из замкнутого объема);
перекрытие канала на выходе из диффузора с помощью быстро действующего клапана-заслонки;
охлаждение потока впрыском воды в барокамеру.
Сопловую часть испытуемого двигателя защищают от лучистого теплового потока или от циркуляции горячих газов в донной части с помощью теплозащитных экранов, дополнительной внешней теплоизоляции, завесы из водяных струй.
Нестационарные нагрузки на стенки сопла, барокамеры, выхлопного диффузора при запуске и останове РДТТ можно оценить путем численного интегрирования системы газодинамических уравнений (например, с использованием разностной схемы С.К. Годунова).
Для оценки ударно-волновых нагрузок, возникающих в высотном стенде при возможном аварийном исходе испытания, используются:
численное интегрирование нестационарных уравнений газодинамики в сферической, осесимметричной или пространственной постановке;
моделирование нагрузок с помощью заранее подготовленного разрыва газонаполненного сосуда;
моделирование нагрузок с помощью подрыва эквивалентного количества тринитротолуола для создания на заданном расстоянии заданной энергии (тротиловый эквивалент Э), заданного импульса(Э) или максимального избыточного давления (Э). Так, в табл. 4.19приведены эти тротиловые эквиваленты для моделирования разрыва сферы 0,35 м, наполненной продуктами сгорания твердого топлива при давлении 30 МПа (=29кг/м3); здесь же даны расчетные значения избыточного давления в скачке р, возникающем при разрыве этой сферы.
Таблица 4.19
Тротиловые эквиваленты при разрыве сферы,
наполненной продуктами сгорания ТРТ
Расстояние, м | , кПа | , кг | , кг | , кг |
0,175 1,0 2,0 5,0 10,0 | 5072 514 132 29 11 | 0,06 0,56 1,05 1,28 1,37 | 0,27 1,93 1,85 1,78 1,89 | 0,71 0,92 1,15 1,27 1,34 |
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами