logo
Шишков

2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях

Аномальные испытания могут сопровождаться разрушением РДТТ (рис. 2.7, а) или проявляться в виде недопустимых (выходящих за пре­делы заданных требований) отклонений каких-либо параметров, напри­мер, давления в РДТТ (рис. 2.1,6).

Анализ неисправностей, отказов и аварий двигателя при стендовых испытаниях необходим не только для доработки двигателя, но и для своевременного в случае необходимости внесения корректив в методо­логию и техническую оснащенность стендовых испытаний.

Возможны следующие причины неисправностей двигателя:

  1. конструктивные недостатки двигателя;

  1. отступления от технологического процесса при изготовлении его узлов;

  1. производственные дефекты;

  2. искажения датчиковой аппаратуры;

  3. неполное представление об условиях работы двигателя на испытательном стенде;

  4. выход из строя стендового оборудования;

  5. неисправности в работе систем, установленных на двигателе. На начальном этапе отработки возможные неисправности чаще всего связаны с недостаточным обоснованием новых схемно-конструктивных решений и неполнотой сведений о некоторых рабочих процессах и об ус­ловиях работы отдельных узлов; на поздних этапах отработки — со случайными производственными дефектами, с нарушениями условий подготовки и проведения стендовых испытаний.

Рис. 2.7 Зависимости давления от времени при разрушении двигателя (а) и нерас­четной работе узлов (б): 1 - разрушение при выходе на режим (разрушение заряда, образование дополнительной поверхности горения); 2 - разрушение из-за дефекта бронирующего покрытия, отслоения защитно-крепящего слоя; 3 - разрушение из-за нарушения герметичности корпуса; 4 - расчетная зависимость; 5 - нерасчетное срабатывание воспламенительного устройства; 6 - падение давления из-за случайного увеличения площади критического сечения сопла; 7 - увеличение давления в конце работы двигателя (из-за разрушения остатков заряда, возрастания скорости горения периферийных слоев твердого топлива вследствие локальных физико-химических процессов)

При анализе результатов аномального испытания составляют перечень возможных причин, включая прежде всего индивидуальные конструктивные и технологические отличия данного конкретного двигателя и условий его испытания [33]. Последствия оценивают с помощью математического и физического моделирования, стремясь к наиболее достоверному воспроизведению аномального процесса.