1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
В ракетах и ракетных двигателях на твердом топливе наибольшее распространение получили следующие устройства и способы создания управляющих усилий.
1. Поворотные сопловые системы, к ним относятся: одно или четыре поворотных сопла (между камерой и соплом – разъем с уплотнением , см.рис.1.1), блок верньерных (управляющих) двигателей.
2. Сопловые насадки, а именно: поворотная выходная секция сопла, кольцевой сферический руль – дефлектор (рис.110) и выдвижной управляющий щиток.
3. Струйные органы изменения направления тяги: впрыск жидкости или вдув газа в закритическую часть сопла (рис. 1.11).
4. Газовые рули (четыре или три).
5. Неподвижные рулевые сопла (например, для управления по крену).
Основная задача этих устройств – создание управляющих корректирующих моментов по трем осям ракеты: тангажу, рысканию и крену. Нагрузка на органы управления неравномерна по траектории полета частности, высокие требования к органам управления предъявляются на атмосферном участке полета, на участках разделения ступеней.
Создание боковых сил P сопровождаются изменениями осевой тяги и затратами энергии на работу рулевого привода, управляющего положением устройств.
Рис. 1.10 Схема обтекания дефлектора:
1 – точка отрыва потока; 2 – косой скачок; 3 – скачок уплотнения; 4 – граница потенциального течения.
Боковая управляющая сила, осевая тяга и нагрузка на привод изменяются в зависимости от положения сопла и насадка, от расхода вещества во вторичной струе.
Сравнение эффективности различных устройств можно провести по результатам баллистического анализа ракеты. В табл. 1.20 приведены соответствующие данные по ряду устройств для мощной транспортно-космической ракеты при одинаковом уровне потребных управляющих сил.
Характеристики газового руля (c, с, шарнирный момент) и других устройств уточняются агрегатными и огневыми стендовыми испытаниями с учетом конкретной компоновки и взаимодействия материалов с продуктами сгорания твердого топлива.
Боковая сила, возникающая при вдуве (впрыске) газа(жидкости) в закритическую часть сопла, складывается из реактивной силы этой струи и равнодействующей силы давления на стенку сопла в области взаимодействия струи с основным потоком в сопле.
Источником газа для вдува может быть автономный ГГ или ГГ, сообщающийся с предсопловым объемом РДТТ (рис. 1.12). В этих случаях топливо ГГ выбирается так, чтобы не подвергать клапаны системы вдува чрезмерным тепловым нагрузкам и почти исключить конденсированную фазу в продуктах сгорания (налипание которой приводит к увеличению шарнирного момента при перемещении клапана). Газ для питания системы вдува может так же отбираться из предсоплового объема РДТТ.
Рис. 1.11 Схема взаимодействия основного потока и вдуваемой в сопло струи газа (а) и профили возмущений давления (б):
1 – передняя граница отрывной области; 2 – линия растекания; 3 – отверстие вдува; 4 – линия отрыва потока из-за повышения давления при присоединении вдуваемой струи к стенке.
Таблица 1.20
Устройства создания управляющих усилий
Устройство и способ создания управляющего усилия | Боковая управляющая сила | Потери тяги | Потери массы полезной нагрузки, % |
Газовый руль Поворотное сопло Выдвижные щитки Вдув газа (из камеры) | c P sinP K K; K>1 | - c - -K |
2,4 0,0 1,4 0,5 |
________________
* Коэффициенты подъемной (управляющей) силы c и сопротивления сгазового руля зависят от угла атаки, профиля (с учетом затупления передней кромки), размаха и параметров потока продуктов сгорания (F-площадь газового руля).
** Управление по крену с помощью дополнительных устройств.
*** Всего восемь щитков; для управления по крену рабочая поверхность скошена на 1…2.
Рис. 1.12 Схема РДТТ с системой вдува газа в сопло (а) и схема системы впрыска жидкости в сопло (б):
1 – отверстие в перегородке между предсопловым объемом и камерой; 2 – заряд низкотемпературного топлива; 3 – регулятор расхода газа; 4 – пороховой аккумулятор давления; 5 – регулятор давления; 6 – бак с фреоном; 7 – коллектор подачи фреона для впрыска.
В качестве жидкостей для впрыска в закритическую часть сопла нашли применение фреон-12 (третья ступень ракеты «Минитмен» см. рис. 1.12, б) и четырехокись азота, впрыск которой осуществляется в два РДТТ, работающие одновременно с ЖРД в составе первой ступени ракеты «Титан-3С». Всего имеется по шесть форсунок в каждом квадранте, расположены они в сопле(d=0,96м, d=2,71м) в сечении d=1,8м; в полете непрерывно определяется NO, который сливается через все 24 форсунки, не создавая боковой силы и незначительно увеличивая осевую тягу; удельный импульс впрыскиваемой NO100м/с; К=0,95.
Поворотное сопло (см. рис. 1.1) обеспечивает отклонение струи в результате поворота на угол до 10, присоединяется к корпусу с помощью гидравлического или гибкого уплотнения. При этом необходимо обеспечить приемлемый шарнирный момент. В общем виде шарнирный момент определяется зависимостью
Мш =МПОЗ (5) + М(8) ±Мт (в) + Л/тр,
где Мпоз(б) - позиционный шарнирный момент, пропорциональный углу поворота органа управления 5; он связан с несовпадением центра давления газодинамических сил с осью вращения (определяется силами упругого сопротивления гибких связей, например, уплотнения поворотной части сопла относительно неподвижной); М() — группа моментов,зависящих от угловой скорости движения органа управления, в которую входят моменты внешнего демпфирования (сопротивления внешней среды повороту); М() - инерционный момент, возникающий из-за наличия углового ускорения при движении органа управления;М—суммарный момент трения, образующийся в шарнирных узлах и сочленениях.
Поворотные сопла (а также поворотные секции) требуют мощных приводов. Одним из существенных преимуществ таких устройств управления является высокий коэффициент качества:
К===tg(90-),
где — угол поворота сопла. Для небольших диапазонов измененияa (6...8°) зависимость управляющей силы от угла поворота сопла практически получается линейной.
В сопле с поворотной секцией соединение частей осуществляется в зоне меньших давлений и температур, чем у поворотного сопла. Уплотнение соединений осуществляется с помощью эластичной диафрагмы.
Кольцевые рули практически не создают шарнирного момента, так как силы проходят через ось вращения. Для повышения устойчивости характеристик кольцевого руля на конце его выполняется цилиндрический поясок шириной h (0,02...0,04)Da.
Введение пояска приближает зависимость управляющей силы от угла поворота к линейной. В нейтральном положении потерь тяги нет. В кольцевом руле боковая сила создается вследствие повышения давления на внутренней, вдвинутой в поток поверхности кольцевого руля и примыкающей части раструба (см. рис. 1.10).
Основными составляющими шарнирного момента для кольцевого руля являются газодинамический позиционный момент Мпог(8) и момент трения Mjp.
Газодинамический позиционный момент Мпоз()= c3qaD, где с3 — опытный коэффициент, зависящий от угла поворота руля и ширины пояска.
Момент трения М=fPpr, где f - коэффициент трения в опоре; P — реакция в опоре; r - радиус опоры.
Шарнирный момент газового руля
М=МFb,
где b - средняя аэродинамическая хорда газового руля; М =с;
h - расстояние от центра давления до оси вращения.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами