5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
Сопла РДТТ могут иметь цилиндрическую горловину; кроме того, унос массы материалов тепловой защиты в окрестности минимального сечения других контуров приводит к появлению излома (рис. 5.8). Особенности обтекания таких контуров и конвективного теплообмена исследованы на модельных соплах; рабочим телом служил очищенный холодный воздух, коэффициенты теплообмена определены методом обращения теплового потока.
Представленные результаты указывают на особенности течения и теплообмена за угловой точкой сопла с цилиндрической горловиной уже с начальным, неискаженным контуром, т.е. в начальные моменты времени работы двигателя. Но для х>0,6 во всех соплах (в том числе и имеющих уступ сразу за минимальным сечением) наблюдается приемлемое совпадение опытных и рассчитанных для условий невозмущенного течения значений давления, температуры восстановления и коэффициентов теплообмена.
Со временем работы двигателя вследствие интенсификации теплообмена при обтекании еще начального контура и уноса материалов тепловой защиты могут возникнуть случаи обтекания уступа и обтекания искаженного начального контура (рис. 5.9).
При образовании уступа должен быть отрыв потока и присоединение его вниз по потоку с образованием скачка уплотнения. Интенсификацию теплообмена по сравнению с невозмущенным пограничным слоем связывают с, повышением давления за скачком уплотнения соотношением типа [4]
. (5.8)
Данные экспериментов тс соплами при обработке их в виде (5.8) дают значения п=0,77...0,82, и можно считать, что интенсификация теплообмена соответствует такому же явлению на пластине.
Для учета максимальной интенсификации теплообмена в. области взаимодействия скачка уплотнения с турбулентным пограничным слоем введена поправка* на скачок к закону теплообмена в видб с=St/St0 при Re=idem, и на основании анализа опытных данных получено:
; ;
для ,
где , — давление торможения до и после скачка.
С поверхности углеграфитовых материалов тепловой защиты происходит вдув продуктов гетерогенного окисления поверхностного слоя и пиролиза связующего в пограничный слой, и скачок уплотнения взаимодействует с проницаемой стенкой. Но в реальных конструкциях РДГТ параметр вдува В имеет небольшие значения (В<0,1), и 1,0,т.е. влияние вдува на снижение интенсификации теплообмена несущественно.
Наиболее простым является подход к расчету теплообмена за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной при начальном и искаженном контуре с помощью интегральных соотношений B.С. Авдуевского по значениям параметров потока, определенным по модели течения идеального газа. Этот же подход можно использовать для оценки теплообмена в выхлопном диффузоре (рис. 5.10).
_________________
*Виноградов Ю.А., Ермолаев И.К., Леонтьев А.И., Рождественский В.И. Теплообмен на проницаемой пластине в месте взаимодействия падающего скачка уплотнения с турбулентным пограничным слоем // МЖГ, 1978, № 2. С. 189-192.
Существует удовлетворительное совпадение опытных значений давления и рассчитанных по модели осесимметричного течения идеального газа. Опытные значения коэффициентов теплообмена также удовлетворительно совпадают с рассчитанными по модели B.C. Авдуевского.
Взаимодействие скачков уплотнения с пограничным слоем на стенке приводит к трехмерным эффектам тепломассообмена.
Рис. 5.8. Параметры течения и теплообмена за минимальным сечением модельного сопла Лаваля:
1 - расчет по модели одномерного течения газа; 2 - расчет по, модели двухмерного течения; 3 — расчет по параметрам одномерного течения газа и по (5.1)
Рис. 5.9. Случаи обтекания уступа (а) и искаженного из-за уноса материалов тепловой защиты контура (б):
1 - облицовка из сплава на основе вольфрама; 2 - начальный контур; 3 - подложка из графита; 4 — облицовка раструба из углепластика; 5 — контур в виде уступа; 6 - искаженный контур.
Вследствие искривлений линий тока образуются продольные вихри с максимумом теплообмена на линиях растекания. Для несжимаемого течения с продольными вихрями Тейлора — Гертлера установлено, что изменение теплообмена по координате z (рис. 5.11) по отношению к теплообмену на пластине должно быть в виде (Рг=1)**
,
где — волновое число. Тогда локальное увеличение или уменьшение теплообмена не превышает 60%, а суммарного изменения теплообмена для целого числа волн не происходит. В то же время эксперименты показывают интенсификацию теплообмена до трех раз.
Для сверхзвуковых течений экспериментальные данные указывают на изменение уровня теплообмена в пределах ± 15% [4] хотя известны случаи увеличения уровня теплообмена в два раза. Исследования Ингера в зоне присоединения сверхзвукового потока на основе уравнения Навье — Стокса с линеаризованными трехмерными возмущениями позволили получить зависимость для расчета относительного возмущения теплового потока по координате z, имеющую вид при Т1
, (5.9)
где .
_________________
**Маккормак, Уилкер, Келхер. Вихри Тейлора - Гертлера и их влияние на теплообмен // Теплопередача, 1970. № 2. С. 106-118.
Рис. 5.10. Давление и теплообмен в сверхзвуковом диффузоре:
1 - сопло; 2 - стенка диффузора; 3 - скачки уплотнения; 4 - отрывное течение; о - экспериментальные данные; расчет по модели идеального газа; х - расчет теплообмена по зависимости (5.1)
Рис. 5.11. Теплообмен при наличии продольных вихрей на пластине
Зависимость (5.9) подтверждена экспериментом (рис. 5.12). Экспериментальные данные А.В. Мезенцева для сечения взаимодействия скачка уплотнения со стенкой расширяющегося канала, представленные на рис. 5.13, указывают на существенное изменение уровня теплообмена в окружном направлении (значения St0 вычислены для условий невозмущенного течения).
Рис. 5.12. Теплообмен в зоне присоединения потока за уступом ():
1 - расчет по формуле (5.9)
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами