3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
Поперечное сечение РДТТ, свободное для прохода газов, может быть разнообразным, по форме (круглым, звездообразным и др.) и иметь площадь, переменную по длине двигателя. Газовый тракт в камере с зарядом нецилиндрической формы с резкими изменениями F целесообразно представить в виде нескольких цилиндрических участков (с постоянной на каждом участке площадью проходного сечения) и местных сопротивлений на стыках этих участков (с резким изменением площади проходного сечения). В этих случаях газодинамический расчет РДТТ проводится последовательно по выделенным участкам в направлении от сопла к переднему дну, так как параметры критического сечения являются определяющими граничными условиями.
Щелевой заряд: толстосводная трубчатая шашка с продольными пропилами, относительная длина которых порядка примерно 0,3. Ее можно представить в виде двух участков с постоянными площадями проходных сечений (щелевая часть и часть с круглым каналом) и внезапным сжатием (если щели обращены к переднему дну) или внезапным расширением (если щели обращены к сопловой крышке). В случае щелевого заряда имеем (сечения 1—1 и 2—2 проходят вблизи внезапного изменения площади проходного сечения)
и
,
где коэффициент местных потерь
- щели обращены к переднему дну;
- щели обращены к сопловой крышке;
, и— площади горящих поверхностей на участках отх = 0 до сечений 1—1, 2—2 и L—L соответственно.
Распределение скоростей газового потока в канале с внезапным расширением потока определяется системой уравнений неразрывности и количества движения:
;
.
Здесь и— площади проходных сечений узкой и широкой частей канала соответственно;ти mL — количество газа, проходящее через эти сечения; m1L.— количество газа, выделяемое с поверхности горения S1L на участке между сечениями 1-1 и L-L.
С помощью газодинамических функций иуравнение полного импульса можно представить в виде
,
при этом
.
Результаты расчета в зависимости отприведены в табл. 3.5 при,ик =1,25. При известном приведенная скорость на выходе из узкой части канала определяется графически каккорень трансцендентного уравнения. Коэффициент восстановления полного давления в широкой части канала определяется по уравнению неразрывности
.
Значение коэффициента восстановления полного давления по всему каналу определяется соотношением (см. табл. 3.5)
.
Из данных, приведенных в табл. 3.5, видно, что повышение плотности заряжания из-за уменьшения площади проходного сечения канала в передней части приводит к увеличению потерь полного давления. Например, при =0,45 коэффициент восстановления полного давления в ступенчатом канале, гдеFL/F1=2, равен 0,84, а в цилиндрическом канале (F=FL=const) — =0,91. Увеличение плотности заряжания путемуменьшения площади проходного сечения по всему каналу до величины
(где ;
, ,- длина, площадь горящей поверхности и периметр сечения узкой части ступенчатого канала) приводит к существенному увеличению скорости на выходе из канала и, следовательно, к увеличению эрозионного горения и потерь полного давления. Например, =0,48 вместо=0,32 в ступенчатом канале.
Таблица 3.5
Параметры потока в канале заряда с внезапным расширением
|
|
|
|
|
|
|
|
0,20 0,30 0,40 0,50 0,55 | 0,21 0,32 0,45 0,62 0,72 | 0,31 0,49 0,66 0,72 0,77 | 0,98 0,96 0,93 0,90 0,88 | 0,99 0,94 0,91 0,86 0,81 | 0,97 0,90 0,84 0,77 0,72 | 0,98 0,95 0,91 0,86 0,82 | 0,29 0,48 0,75 - - |
Заряд с коническим каналом имеет площадь проходного сечения, увеличивающуюся по направлению от дна к соплу. В этом случае распределение характеристик газового потока определяется в общем случае методами численного интегрирования системы уравнений:
;
;
То = const; p=RT.
Полагая на некотором участке течения отдо, получим
.
При известных зависимостях площади проходного сечения канала F (х) и pacxoда газа приближенно определяется изменение приведенной скорости по каналу (х):
и .
Переменная площадь свободного проходного сечения может быть рассчитана из условия постоянства скорости течения по крайней мере в хвостовой части заряда: F(x)/(S(x)=, гдеS(х) - текущая площадь горящей поверхности. При этом в хвостовой части перепад давлений незначителен, а эрозионное горение постоянно: р/р(FL/F).
Секционные заряды твердого топлива состоят из коротких толсто-стенных цилиндров, скрепляемых по наружной поверхности со стенками корпуса двигателя. Горение секции происходит по внутреннему каналу и одному или двум торцам.
Рис. 3.2, Изменение давления вдоль секционного заряда (а) и схема истечения из зазора между секциями (б):
1 — профиль заряда; 2 - падение давления торможения; 3 — падение статического давления.
Особенность течения газа в РДТТ с секционным зарядом состоит в том, что падение давления по каналу заряда происходит неравномерно: на участках, приходящихся на зазоры между секциями, давление уменьшается более резко, так как поперечная струя отрывается от кромки (вниз по потоку), образуется застойная зона А, и поток сжимается (рис. 3.2).
Для относительной площади сжатий потока
.
В случае втекания газа в канал со стороны торца, находящегося вблизи переднего дна, =0 и относительное сжатие потока
.
При известном определяется перепад давлений в области сжатия потока:
.
Отсюда видно, что падение давления в области сжатия больше, чем перепад на всем участке 1—4:
.
Перепад давлений между щелью и застойной зоной может привести к деформации заряда, сужению канала (около сечения 3—3) и дальнейшему росту неоднородности газодинамических параметров. Во избежание возможных аномалий в работе РДТТ целесообразны округление кромки (ближней к 3—3) и наклон щелей по потоку. При этом уменьшается сжатие потока и, следовательно, перепад давлений :
.
Характер ступенчатого изменения статического давления в РДТТ с секционным зарядом виден из данных рис. 3.2, б.
Падение давления торможения в районе щели
,
где — разность приведенных скоростей в сечениях, ограничивающихпоперечную щель.
Если заряд состоит из одной секции, горящей по обоим торцам и внутреннему каналу (упрощенный вариант), то значение приведенной скорости на входе в канал вх можно определить по уравнению импульсов:
,
где SПT — площадь горящей поверхности переднего торца; SL —площадь горящей поверхности вверх по течению от сечения L -L.
Из сравнения уравнений сохранения массы (при установившемся течении) для сечения входа в канал (у переднего торца) и критического сечения следует еще одно соотношение для приведенной скорости во входном сечении вх:
Это соотношение имеет место для всех зарядов внутриканального горения, и в задаче об установившемся течении газа в камере РДТТ представляет собой граничное условие у входного сечения канала при наличии горящей поверхности у переднего торца.
В случае трубчатой шашки всестороннего горения, удерживаемой с помощью сопловой решетки, часть газов протекает по внутреннему каналу, часть — по зазору между зарядом и корпусом (расчетную схему такого заряда см. на рис. 3.1, в). В канале 1 на расстоянии (01)от донного торца находится плоскость разделения потоков. В этой плоскости скорость газа равна нулю, а давление максимальное рк. Продукты сгорания растекаются от этой плоскости в противоположные стороны, и часть их перетекает у переднего дна из канала 1 в канал 2. Соотношения для приведенных скоростей ии давленийp и р2 у донного торца заряда имеют следующий вид (П = dS/dx — газообразующий периметр):
;
.
Приближенно ; . На участке от сеченияд-д до сечения L-L (вблизи соплового торца) площади проходных сечений обоих каналов F и F2 остаются постоянными, а затем (вниз по течению от сечения L-L) резко уменьшаются до значений F1сж и F2сж. Наименьшие площади проходных сечений находятся между кромками торца заряда и выступающими частями опорной сопловой решетки. В этих сечениях скорости максимальны: ; (приближенно ;), а давления одинаковы и равны давлению в предсопловом объеме, в котором потоки расширяются и перемешиваются; при этом
.
Из закона сохранения массы имеем
или
.
В цилиндрических каналах 1 и 2 сохраняются полные импульсы газового потока, откуда следует соотношение для значения , характеризующей точку разделения потоков L, в зависимости от геометрических параметров камеры двигателя, заряда и сопловой решетки:
;
где ;
;
.
Величины =(1/2) () и=(1/2)характеризуют перекрытие каналов выступающими частями сопловой решетки. Если перекрытия нет, то
.
Во избежание газообмена у переднего торца необходимо обеспечить =0; для трубчатого заряда, например, должно быть
,
где R3 — радиус наружной поверхности заряда.
Выполнение этого условия желательно для начального периода работы двигателя, но не обязательно, особенно при больших отношениях ик.
Уравнение для определения приведенной скорости получаютиз закона сохранения массы на участке от сжатых сечений до критического:
;
или
,
где - суммарная площадь горящей поверхности.На трубчатый заряд всестороннего горения действуют продольный и радиальный перепады давлений (индексом 2отмечены параметры потока в канале 2 в сечении, находящемся на расстоянииL от переднего торца):
;
.
В случае РДТТ с многошашечным зарядом всестороннего горения течение газов в различных каналах неодинаково. В приближенной постановке задача сводится к движению газов по рассмотренным двум каналам: поток газов со всех внутренних каналов (газообразующий периметр Пвн=, где п — число шашек) протекает через площадь FBH=, а поток газов с наружных поверхностей шашек (Пнар=) протекает через площадь
.
Во время работы РДТТ в полете на заряд действуют продольная инерционная сила и перепад давлений по длине . Вследствие этого могут увеличиваться поперечные размеры заряда и уменьшаться площадь проходного сечения канала. Давление в поперечной щели заряда выше, чем в канале, поэтому и здесь может возникнуть деформация заряда за задней кромкой щели, приводящая к сужению заряда. В обоих этих случаях возрастают скорость потока, перепад давлений, потери полного давления и давление в двигателе.
Таким образом, параметры газовых течений в РДТТ определяются по геометрическим характеристикам заряда, диафрагмы (сопловой решетки) и соплового блока. На цилиндрических участках основой расчета является уравнение сохранения импульса, а на местных сопротивлениях — уравнение неразрывности с учетом гидравлических потерь.
Изменение полного давления по длине учитывается при определении расходных характеристик двигателя, а распределение статического давления лежит в основе определения газодинамических нагрузок, действующих на заряд и элементы его крепления в РДТТ. При воздействии этих нагрузок возможны заметные деформации заряда и, следовательно, изменение площади горящей поверхности, площади проходного сечения, скорости горения твердого топлива и распределения давления в камере.
Для того чтобы рассчитать среднюю (по поверхности) скорость горения заряда твердого топлива, необходимо предварительно определить распределение газодинамических параметров р и по всем элементам горящей поверхностиdS = П(х)dx. Зависимости р(х) и (х) в первом приближении вычисляются по геометрическим характеристикам двигателя и заряда, без учета неоднородности скорости горения твердого топлива.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами