4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
Испытания РДТТ на высотных стендах с имитацией условий, максимально приближенных к условиям эксплуатации, входят в завершающую стадию наземной отработки.
Основные цели и задачи огневых стендовых испытаний ракетного двигателя в высотных условиях включают в себя определение:
состояния и работоспособности конструкции двигателя (в особенности тонкостенного сопла с большой степенью расширения);
толщин уносимых теплозащитных и эрозионностойких материалов; установление мест выпадения частиц конденсированной фазы;
3) тяговых и энергетических характеристик двигательной установки;
характеристик устройств управления при их функционировании в составе высотного соплового блока;
характеристик двигателя при работе узла отсечки тяги.
Целью высотных испытаний ракетных двигателей может быть исследование истекающих из двигателя недорасширенных струй продуктов сгорания и их воздействий.
Появление ракетных двигателей со стационарными раздвижными или разворачивающимися соплами (в частности, с радиационно охлаждаемыми тонкостенными конечными частями, см. рис. 1.3), имеющими большую степень расширения, предъявляет повышенные требования к высотному стенду.
Выполнение этих требований связано с применением диффузоров с большим проходным сечением, обеспечивающим втекание струи продуктов сгорания до и во время раздвижки или разворачивания сопла, во время его поворотов, а также при возможном разрушении части раструба. Это, в свою очередь, предопределяет низкое противодавление на выходе из диффузора.
Стенды для огневых испытаний РДТТ в высотных условиях подразделяются на четыре основных типа [36].
1. Простейшим стендом является предварительно вакуумируемая барокамера, в которую истекают газы из сопла ракетного двигателя, повышая давление в ней. В таком стенде масса расходуемого топлива ограничена: (рб — допустимое давление в барокамере объема V при температуре газов Т). Так, с помощью баллистического маятника, размещаемого в барокамере, измеряются импульсные характеристики небольших РДТТ.
2. Барокамера, где разрежение создается эжектирующим действием струи, истекающей из испытуемого ракетного двигателя, соосно с соплом которого установлен выхлопной диффузор. Этот двигатель может располагаться в барокамере либо только сопловой частью, либо целиком (рис. 4.12). На выходе из диффузора, присоединенного к содержащей двигатель барокамере, может быть герметично установлена диафрагма или емкость с диафрагмой (диафрагма отпадает в процессе запуска).
3. Высотные стенды с установленными на выходе из диффузора эжекторами и другими откачивающими устройствами газоотводной системы, способными охлаждать и удалять продукты сгорания в темпе опыта; с их помощью обеспечивается разрежение в течение всего времени работы двигателя.
4. Высотные стенды с предварительно вакуумируемым резервуаром, предназначенным для охлаждения, очистки и аккумулирования продуктов сгорания всего заряда твердого топлива; откачка их из резервуара осуществляется после опыта (рис. 4.13). Стенд с испытательным боксом, имеющим двойные стенки, и аккумулирующим резервуаром обеспечивает огне- и взрывозащиту окружающей среды на случай разрушения двигателя.
По расположению испытуемого ракетного двигателя в пространстве и соответствующей ориентации барокамеры и стапельного оборудования высотные стенды подразделяются на горизонтальные, вертикальные и наклонные. Горизонтальные стенды более удобны в эксплуатации, а вертикальные (соплом вниз) обеспечивают условия, близкие к условиям применения ракетного двигателя, и позволяют вести измерения с высокой точностью не только осевого удельного импульса, но и боковых сил во всех плоскостях.
Рис. 4.12. Барокамера с цилиндрическим выхлопным диффузором для высотных испытаний твердотопливного ракетного двигателя:
1 - барокамера; 2 — пневмоклапан утечки; 3 - ручной клапан; 4 - клапан, регулирующий подачу азота; 5 — от устройства питания газообразным азотом; 6 -блок кондиционирования; 7 - пневмоклапан подачи азота для продувки барокамеры; 8 - перепускной пневмоклапан; 9 - цилиндрический выхлопной диффузор; 10 - испытуемый двигатель; 11 - стапель; 12 - распределительные коробки; 13 — силоизмерительное устройство
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами