2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
Явление неустойчивой работы ракетных двигателей с трубчатыми Нарядами твердого топлива (баллиститного; смесевого, неметаллизированного), иногда наблюдаемые при огневых стендовых испытаниях, Трудно поддаются изучению. Результаты запусков экспериментальных РДТТ с неустойчивыми режимами горения зарядов можно разделить на три большие группы.
1. Высокочастотная неустойчивость горения, когда частота колебаний порядка a/L, где L — длина заряда или камеры.
2. Низкочастотная неустойчивость горения, когда частота колебаний существенно меньше a/L и порядка v/L.
3. Пульсирующее горение; в этом случае топливо в двигателе то загорается, то гаснет.
В возникновении и развитии неустойчивых режимов горения играет |роль следующие факторы:
1) пульсирующий срыв вихрей на участках от соплового торца до входа в сопло, между секциями заряда и в других местах резкой деформации потока;
2) акустические свойства свободного объема РДТТ; в канале рубчатого заряда при высокочастотной неустойчивости наблюдаются стоячие тангенциальные или продольные колебания газа (рис. .2.5).
Круговая частота акустических колебаний газа в цилиндрическом канале, закрытом с обоих концов, равна [1]
,
где =0;a0i =1,84; ао2 =3,05; а1О=3,83.
Поскольку с увеличением частоты колебаний растут потери акустической энергии, то в длинных каналах (L 2rкан) вероятны продольные колебания (т = п = 0), частота основной моды которых (z = 1); в коротких ()вероятны тангенциальные (m =z = 0), частота их первой моды при n = 1 = 1,84а/r.
3. Газодинамические параметры потока (скорость, давление) с накладывающимися колебаниями (скорости и давления) во внутреннем и внешнем каналах трубчатой шашки.
Рис. 2.5 Толщина выгоревшего свода заряда твердого топлива (а) и стоячие волны скорости (б) и давления (в) при высокочастотной неустойчивости горения:
1 — акустическая отрицательная эрозия; 2 — акустические эрозионные бороздки, v > vn.
4. Взаимодействие процесса горения твердого топлива с течением газа и акустическими колебаниями. Это наиболее важное звено явлений не устойчивого горения. Известно несколько моделей этого сложного и трудно поддающегося раскрытию механизма. Наиболее простой является модель "отрицательной эрозии", в соответствии с которой зависимость скорости горения твердого топлива от скорости потока выражается следующим образом:
= при;.
при .
В этих соотношениях коэффициент отрицательной эрозии k: не зависит от давления, пороговая скорость возрастает с уменьшением давления, а коэффициент ку уменьшается с ростом давления (см. подразд. 2.1).
5. Наличие в двигателе теплоаккумулирующих элементов для инициирования горения при пульсирующем режиме. При пульсирующем горении начальное распределение скорости потока такое (vvn), что уменьшение скорости горения из-за отрицательной эрозии имеет место на боль шей части поверхности. Это приводит к уменьшению давления, росту пороговой скорости и дальнейшему увеличению площади, охваченной эрозией; вследствие этого происходят дальнейшее падение давления и срыв горения.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами