4.5. Отрыв потока от стенок сопла
В косом скачке, отходящем от линии турбулентного отрыва сверхзвукового потока, линии тока отклоняются от первоначального направления, параллельного стенке, на конечный угол вглубь основного потока (рис. 4.11). Тангенциальный разрыв между отклоненным потоком и газом находящимся у стенки, неустойчив и размывается в турбулентную область, которая представляет собой клин (в плоском случае). Угол при вершине клина * в случае несжимаемой жидкости равен 152° и для сжимаемой (табл. 4.16)
.
Рис. 4.11. Схема турбулентного отрыва сверхзвукового потока от стенки сопла:
1 – течение до отрыва; 2 – косой скачок, отходящий от точки отрыва; 3 – отклоненный поток; 4 – граница потенциального течения; 5 – турбулентная зона; 6 – действительное распределение давления на стенке; 7 – аппроксимация распределения давления.
Таблица 4.16
Угол клина
М |
| |
к=1,4 | к=1,25 | |
0 1 2 3 5 | 1 0,92 0,78 0,68 0,58 | 1 0,94 0,83 0,73 0,62 |
Приближенно перепад давлений зависит линейно от числа М перед точкой отрыва: 1+0,5 М.
На основании изложенного последовательно рассчитываются следующие параметры: Мт — число Маха перед точкой отрыва; dT/d — место отрыва потока в сверхзвуковом сопле; РТ — тяга сопла при отрыве потока. В зоне свободной турбулентности, примыкающей к стенкам сопла, течение дозвуковое, градиенты давления относительно малы и давление приближенно равно давлению вокруг выходного среза. Следовательно, предполагается, что восстановление давления отрТ (перед точкой отрыва) до рН происходит полностью в косом скачке (см. рис. 4.11). Тогда имеем
;
;
.
Приближено
.
Условие безотрывного течения на протяжении всего сопла имеет вид da/dd/d для заданного ро/рН; условию запуска сопла соответствует равенство da=dT.
До момента запуска сопла на участок, ограниченный снизу по течению линией отрыва, а сверху - сечением, в котором давление равно наружному рН, действует сжимающий перепад давлений.
В момент запуска сопла линия отрыва потока совпадает с выходным срезом, а концевой участок находится под действием сжимающего перепада давлений
,
где роп — давление в двигателе при запуске сопла.
В действительности возрастание давления от рТ до рпроисходит не скачкообразно, а постепенно, на участке длиной около 10, причемрост давления начинается еще до точки отрыва на расстоянии примерно 2,5, и к точке отрыва давление достигает уровня 0,6 (р2 -)+.
Если давление вокруг среза сопла превышает давление на срезе (), но еще не возник отрыв потока, то вблизи выходного среза сопла имеется зона с повышенным давлением, распределение которого описывается эмпирической формулой
.
Относительная длина возмущенной зоны зависит от степени нерасчетности и числа Маха на срезе сопла: , где К уменьшается с ростом Ма:К=6,3; 2,5 и 2 при Ма=2; 2,5; 3 и 3,5 соответственно.
Экспериментально установлено, что прирост давления при отрыве вблизи выходной кромки сопла меньше, чем в том случае, когда скачок находится достаточно глубоко в сопле. Это особенно заметно в случае сопел, имеющих параболический профиль с малыми углами наклона стенки вблизи среза к оси сопла (например, а=6,5°). В этом случае повышение давления описывается эмпирическим соотношением
,
где lт — расстояние от среза сопла до места отрыва.
По-видимому, в пределе ()0 сопло параболического типас большой степенью расширения не будет полностью омываться потоком до тех пор, пока давление на стенке сопла не достигнет противодавления.
В процессе холодных испытаний модели параболического сопла при увеличении и снижении давления в камере наблюдался гистерезис относительной высотной характеристики сопла (отношения тяги к идеальной пустотной тяге). Это связано с тем, что кроме отрыва потока с разомкнутой, сообщающейся с окружающей средой отрывной зоной (см. рис. 4.11) в параболических соплах с малыми углами наклона конечного участка контура к оси сопла возможно существование замкнутой кольцевой отрывной зоны, не сообщающейся с окружающей средой; после отрыва поток вновь присоединяется к стенке.
Кроме того, наблюдались нестационарные боковые усилия (из-за нарушения симметричности линии отрыва потока, расположенной в глубине сопла), достигающие 4 % номинальной тяги при замкнутой кольцевой отрывной зоне.
Звуковое течение в критическом сечении сопла с расширяющейся частью устанавливается при давлении окружающей среды р, большем критического давления и прирасход через сопло не зависит отрН. В области расходгаза приближенно определяется с помощью формулы
.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами