3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
Установившееся осесимметричное течение газа в круглом цилиндрическом канале с проницаемыми стенками можно схематически разделить на три участка (рис. 3.9).
В начальном сечении (х=0) скорость газов равна нулю, но в дальнейшем, по мере поступления газа через боковые стенки, скорость потока возрастает. На участке, примыкающем к начальному сечению канала, можно пренебречь сжимаемостью газа. Здесь интенсивность массоподвода через стенки j=ovw=Tu велика по сравнению с осевым течением, и линии тока оттесняются так, что у стенок находится только газ, поступающий в данном сечении. Из рассмотрения такого струйного течения на начальном участке LП 20dKАH следует (j(x) = const):
распределение осевой составляющей скорости по поперечному сечению канала имеет косинусоидальный вид
;
зависимость давления от расстояния х является параболической
;
распределение радиальной составляющей скорости
.
Рис. 3.9. Схемы осесимметричного течения газа в РДТТ с утопленным соплом (а) и обтекания повернутой входной части (б)
В дальнейшем интенсивность осевого течения возрастает. Как только количество движения, переносимое турбулентными пульсациями 0,025 (v2/2), станет примерно равным осевой составляющей количества движения, переносимого оттекающим от стенок газом jv, частицы газа из основного потока начнут проникать к стенке и тормозиться около нее. При этом возникает пограничный слой (сечение п—п). Пограничные слои быстро утолщаются и заполняют поперечное сечение канала, и на следующем, третьем, участке вязкое взаимодействие газа со стенками распространяется по всему сечению.
Получим (при малых параметрах вдува на третьем участке b=)
,
где v — скорость потока на оси канала; v0, с—скорость потока и коэффициент трения без подвода газа через стенки.
В табл. 3.9 приведено сравнение расчетных значений , с опытными в зависимости отb при п=1/7, откуда видно, что неоднородность скорости на третьем участке меньше, чем на первом (где b=4).
Схема рис. 3.9 предусматривает разграничение областей течения как в осевом, так и радиальном направлениях. В соответствии с этой схемой закон конвективного теплообмена изменяется по длине канала, а именно:
на начальном участке L=LП поток находится в условиях изоляции от конвективного теплопровода вследствие инжекции продуктов сгорания;
на втором участке длиной нарастает пограничный слой и начинается увеличение теплового потока к стенке;
на третьем — закон конвективного теплообмена близок к соответствующим соотношениям теории турбулентного течения на основном участке трубы; влияние инжекции может быть учтено.
Таблица 3.9
Влияние параметра вдува на неравномерность
распределения скорости по поперечному сечению канала
b | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
| Расчет | 1,22 | 1,27 | 1,33 | 1,39 | 1,45 |
Опыт | 1,24 | 1,30 | 1,35 | 1,40 | 1,44 |
Вследствие изменения теплового потока по длине канала изменяется скорость горения твердого топлива — возникает "эрозионное" увеличение скорости горения.
В кольцевом цилиндрическом канале с проницаемой стенкой большего диаметра rкан имеем (вблизи начального сечения, см. рис. 30, а)
;
,
где rв — радиус внутреннего канала.
Такое кольцевое течение может существовать над вдвинутой частью сопла в начальный момент времени работы при малых .
В плоском канале с проницаемыми стенками имеем при тех же предположениях (установившееся течение идеальной несжимаемой жидкости):
;
.
Здесь h — полуширина канала; у — отсчитывается от проницаемой стенки.
Расчет установившегося двухмерного (плоского или осесимметричного) течения сжимаемого идеального газа может быть выполнен аналитически (уравнение для струек газа, оттекающих от проницаемой стенки, преобразуемся к интегральному уравнению Абеля) или методами численного интегрирования уравнений Эйлера [3,8].
По мере горения топлива увеличиваются диаметр канала и кольцевой зазор над вдвинутой частью сопла, скоростной напор потока в канале, начинает превышать скоростной напор встречного потока из кольцевого зазора, и картина течения над вдвинутой частью изменяется. Расчет пространственного течения газа в подводящем канале и частично утопленном повернутом сопле методом установления с использованием явных разностных схем первого порядка точности показывает (Ученые записки ЦАГИ, т. X, № 4, 1979, с. 136...139), что нарушение симметрии сопровождается несимметричным затеканием потока из канала в кольцевую область и обтеканием поверхности сопловой крышки (см. рис. 39, б).
Для физического моделирования течения газов в канале заряда и предсопловом объеме различной формы служат экспериментальные установки, содержащие каналы с пористыми стенками (изготовленными, например, из спекшихся медных шариков, размер пор — 50 мкм). Такой канал, ,как правило, выполняется секционным, для того чтобы обеспечить требуемое распределение интенсивности вдува газа (через поры) по длине канала, и для геометрического моделирования (см. подразд. 5.2.4).
Холодный газ (обычно воздух) подается к секциям через редукторы из резервуара высокого давления. Так, для моделирования течения газа в бессопловом РДТТ (у такого двигателя площадь проходного сечения канала равна площади критического сечения, и на выходе из канала происходит запирание потока) выполнена восемнадцатисекционная установка с двумя пористыми пластинами, образующими плоский канал размером 48X4X2 см. Распределения осевой и поперечной составляющих скорости получены с помощью лазерного доплеровского измерителя . скорости, установленного у боковых прозрачных стенок канала (кроме того, в питающую трубу вспрыскивались масляные частички размером менее микрометра). Удельный массовый расход (равномерный) 13кг/м2с.
Из результатов продувок видно:
зависимость средней осевой составляющей скорости от длины на участке канала близка к линейной, рассчитанной в предположении постоянства плотности (рис. 3.10);
изменение статического давления по длине канала близко к рассчитанному по соотношениям одномерного течения сжимаемого газа;
распределение осевой составляющей скорости по поперечному сечению канала при малых скоростях (<0,5) является синусоидальным , а при больших (>0,7) профиль становится более выпуклым, близким к рассчитанному с учетом сжимаемости (рис. 3.11,у отсчитывается от стенки канала); давление постоянно по поперечному сечению канала (до x/L=0,99).
Рис. 3.10. Распределения осевой составляющей скорости (а) и статического давления вдоль канала (б)
Г л а в а 4. ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОПЛОВОГО БЛОКА
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами