4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
В современных РДТТ обычно сопло частично вдвинуто ("утоплено") в канал заряда твердого топлива, и между поверхностями канала и воротника (вдвинутой частью сопла) образуется кольцевой канал. В таких случаях увеличивается радиальная составляющая скорости частиц, растут неравномерность в их распределении по радиусу, сепарация по размерам.
Данных о возникающих при этом дополнительных потерях удельного импульса многофазных продуктов сгорания очень мало. Например, при изменении отношения длины вдвинутой части сопла к полной его длине в пределах 25...75 % эти потери могут составлять 0,5% и 1,2 при содержании алюминия в топливе 5...16 и 21% соответственно.
Применяется также полуэмпирическое соотношение
,
где z — массовая доля конденсированной фазы в продуктах сгорания; р — давление в двигателе, МПа, lу=lу/L3 — отношение длины вдвинутой части сопла и длины заряда; - диаметр критического сечения сопла, мм.
Потери удельного импульса из-за утопленности сопла ряда высотных РДТТ такого же порядка, как и потери из-за трения, и на порядок меньше потерь из-за двухфазности и рассеяния вычисленных безих разделения с помощью модели двухмерного двухфазного течения (табл. 4.10, содержание алюминия в твердом топливе 15...16%).
В регрессионную зависимость потерь удельного импульса в сопле, полученную ,в результате обработки экспериментальных данных, может входить относительная длина lу = lу /L3:
.
В этом уравнении регрессии переменные расположены в порядке их значимости, причем и- средние значения за время испытания. Среднее квадратическое отклонение составляет 0,34%. Диаметр критического сечения измеряется в мм, давление — в МПа,
.
Таблица 4.10
Составляющие потерь удельного импульса
в высотных РДТТ с утопленными соплами
, мм |
|
|
|
|
| ||||
87 244 34,6 175 85 | 1,61 2,42 4,59 2,42 2,85 | 26 26,7 15 29 24,8 | 7,4 5,5 22 11 8,6 | 6,3 5 12 9,4 7,15 | 0,00 0,14 0,21 0,29 0,45 | ||||
, % | , % | , % | , % | , % | |||||
7,00 5,1 7,4 6,0 6,1 | 0,0 0,4 0,4 0,7 1,0 | 0,5 0,4 1,0 0,5 0,6 | 0,4 0,6 0,8 0,6 0,5 | 7,9 6,5 9,6 7,8 8,2 |
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами