logo
Шишков

4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла

В современных РДТТ обычно сопло частично вдвинуто ("утоплено") в канал заряда твердого топлива, и между поверхностями канала и во­ротника (вдвинутой частью сопла) образуется кольцевой канал. В та­ких случаях увеличивается радиальная составляющая скорости частиц, растут неравномерность в их распределении по радиусу, сепарация по размерам.

Данных о возникающих при этом дополнительных потерях удель­ного импульса многофазных продуктов сгорания очень мало. Например, при изменении отношения длины вдвинутой части сопла к полной его длине в пределах 25...75 % эти потери могут составлять 0,5% и 1,2 при содержании алюминия в топливе 5...16 и 21% соответственно.

Применяется также полуэмпирическое соотношение

,

где zмассовая доля конденсированной фазы в продуктах сгорания; р — давление в двигателе, МПа, lу=lу/L3 — отношение длины вдвинутой части сопла и длины заряда; - диаметр критического сечения сопла, мм.

Потери удельного импульса из-за утопленности сопла ряда высот­ных РДТТ такого же порядка, как и потери из-за трения, и на порядок меньше потерь из-за двухфазности и рассеяния вычисленных безих разделения с помощью модели двухмерного двухфазного течения (табл. 4.10, содержание алюминия в твердом топливе 15...16%).

В регрессионную зависимость потерь удельного импульса в сопле, полученную ,в результате обработки экспериментальных данных, мо­жет входить относительная длина lу = lу /L3:

.

В этом уравнении регрессии переменные расположены в порядке их значимости, причем и- средние значения за время испыта­ния. Среднее квадратическое отклонение составляет 0,34%. Диа­метр критического сечения измеряется в мм, давление — в МПа,

.

Таблица 4.10

Составляющие потерь удельного импульса

в высотных РДТТ с утопленными соплами

, мм

87

244

34,6

175

85

1,61

2,42

4,59

2,42

2,85

26

26,7

15

29

24,8

7,4

5,5

22

11

8,6

6,3

5

12

9,4

7,15

0,00

0,14

0,21

0,29

0,45

, %

, %

, %

, %

, %

7,00

5,1

7,4

6,0

6,1

0,0

0,4

0,4

0,7

1,0

0,5

0,4

1,0

0,5

0,6

0,4

0,6

0,8

0,6

0,5

7,9

6,5

9,6

7,8

8,2