1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
Основные элементы РДТТ находятся в непосредственном контакте, скреплены друг с другом, они обтекаются высокотемпературным потоком продуктов сгорания твердого топлива при большом давлении.
Математические модели рабочих процессов в РДТТ позволяют выполнить:
термодинамический расчет параметров продуктов сгорания твердого топлива;
расчет поверхности горения заряда;
определение скорости горения твердого топлива;
определение состава и размеров частиц конденсированной фазы на поверхности горения;
расчеты установившихся течений идеального газа и смеси газа и частиц конденсированной фазы на различных участках тракта двигателя: в канале заряда твердого топлива, в предсопловом объеме, в до-, транс- и сверхзвуковой частях соплового блока, включая устройства создания управляющих усилий; оценку параметров выпадения частиц;
6) расчеты нестационарных течений в РДТТ при выходе на режим и отсечке тяги;
7) расчеты вязкого течения и процессов тепломассообмена в двигателе; определение режимов и параметров отрывного обтекания элементов;
8) расчеты уноса материалов тракта из-за воздействия газовой фазы рабочего тела и при соударении с потоком частиц конденсированнойфазы;
9) расчеты напряженно-деформированного состояния элементов РДТТ.
Реализация математического моделирования возможна вычислительной системой, являющейся подсистемой САПР РДТТ.
На низших уровнях проектирования в задачах анализа окончательно выбранной конструкции РДТТ необходимо выполнить большой объем вычислений при прямом моделировании процессов с высокой точностью; при этом специалисты по сути дела выполняют вычислительный эксперимент. Здесь применима концепция пакета прикладных программ (ППП).
Такой пакет приведен в работе [2], и с его помощью можно организовать цикл вычислений одно- и двухфазных течений в соплах, значения импульса и потерь из-за трения, рассеяния и химической неравновесности. Пакет содержит набор модулей для выполнения расчетов значений требуемых параметров, базу данных по свойствам индивидуальных веществ, а также ряд сервисных программ.
Вычисление удельного импульса, состава и переносных свойств продуктов сгорания металлизированных топлив можно реализовать ППП работы [25]. Этот пакет также содержит набор расчетных и сервисных модулей, базу данных по свойствам индивидуальных веществ.
Параметры газовой динамики и пограничного слоя в энергетических установках могут быть вычислены с помощью ППП ГАММА [21], основанного на модульном принципе составления программы.
Проблемно-ориентированный и программный комплекс для математического моделирования газодинамических процессов в системе полостей, содержащих продукты сгорания твердого топлива, предусматривает (ДАН, т.293, № 1, 1987, с. 33-37):
разбиение свободного объема на характерные; из 25 характерных объемов одновременно можно использовать до пяти. Конфигурация свободного объема задается с помощью специального языка воспроизведения геометрических форм;
решение для выделенных характерных объемов одной и той же системы уравнений, например n+8 уравнений осесимметричного течения смеси п сортов идеального газа с частицами одинакового размера;
использование алгоритма распада разрыва для сопряжения двух характерных объемов, имеющих общую границу. В итоге параметры в каждом из характерных объемов в пределах одного шага интегрирования рассматриваются независимо.
Моделирование процессов термогазодинамики и тепломассообмена в РДТТ сложными алгоритмами требует устройств представления в ЭВМ геометрии тракта, толщин элементов для автоматизированной подготовки специальными программами разностных сеток и сеток конечных элементов.
Другая группа блоков содержит менее точные, но быстрые алгоритмы (например, различные регрессионные соотношения), которые применяют для вычисления параметров рабочих процессов на высших уровнях проектирования и формирования требований технического задания для подсистем низшего уровня. Процесс проектирования на высших уровнях происходит в интерактивном режиме общения проектировщиков и специалистов с ЭВМ; его реализация требует набора периферийных устройств вычислительной техники, позволяющего организовать алфавитно-цифровой и графический диалог с ЭВМ.
При математическом моделировании "быстрые" алгоритмы обычно используются на этапе синтеза РДТТ в условиях некоторой неопределенности работоспособности конструктивных нововведений, свойств материалов, режимов многофазного течения и его воздействия на материалы стенок.
Из большой размерности вектора проектных параметров, подлежащего анализу и определению как наилучшего, а также вектора физических характеристик и формализованного вектора ограничений вытекает необходимость декомпозиции и создания иерархической структуры проектируемой ракеты. Так, вектор проектных параметров РДТТ уже выбранной схемы (рис. 1.17) содержит десятки компонент:
X=(D,dK,d,dK1dп,l3,l,l,l,L, y(x),,M,m,n…),
Где ,M — толщины и марки материалов -го слоя /-го участка тракта; т, п — число . участков и слоев.
Рис. 1.17. Геометрические проектные параметры РДТТ.
Иерархия подразумевает подчинение одних элементов ракеты другим, ранжирование системы на уровни и дает возможность распараллелить процесс анализа и принятия решений на разных уровнях. Ракета есть система высшего уровня, а двигатели представляют собой элементы системы. В свою очередь, двигатель есть система по отношению к корпусу, заряду, сопловому блоку, которые являются системами по отношению к конструктивным элементам. Входом в систему каждого уровня являются технические задания, выходом служат значения компонент вектора проектных параметров; процессором являются конструкторы, технологи и специалисты в области газодинамики, тепломассообмена и прочности ^вместе с ЭВМ). Проектирование обычно проводится методом последовательных приближений. При этом необходимо учитывать непосредственную взаимозависимость конструктивных элементов РДТТ, неточность сведений о параметрах многофазного рабочего тела и режимах течения в некоторых областях, о механизмах воздействия таких потоков на стенки отдельных участков тракта, а также о характеристиках новых конструкционных и теплозащитных материалов в конкретных условиях. Особые проблемы возникают в случае применения нового твердого топлива вследствие всестороннего влияния его характеристик и свойств на энергомассовое совершенство РДТТ (рис. 1.18).
Рис. 1.18. Влияние характеристик топлива на элементы РДТТ.
Процессы образования многофазной смеси при горении металлизированных смесевых твердых топлив и ее последующего течения в канале заряда, предсопловом объеме, застойных зонах, на различных участках сопла почти не поддаются физическому моделированию. Сложность рабочих процессов и наличие трудноучитываемых факторов заставляют проводить агрегатные и огневые стендовые испытания РДТТ.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами