logo
Шишков

3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел

Дополнительные сопла могут быть расположены в различных частях двигателя и наклонены под углом к его оси. Они открываются по команде от системы управления. После открывания дополнительных сопел давление в двигателе падает.

Результирующая тяга Рзависит от угла наклона сопел отсечки тяги и профилей их сверхзвуковых частей:

,

где n - число отсечных сопел; роиРо- давление в РДТТ и его тяга перед открыванием сопел отсечки; sin - проекция на ось двига­теля составляющей боковой силы при наличии косого среза у сопел отсечки; КТ и КТОТС - коэффициенты тяги двигателя с основными и от­сечными соплами; - угол отклонения вектора тяги реверсивного сопла от геометрической оси для кососрезанных патрубков из-за наличиякосого среза.

Разброс площадей и углов наклона п открытых отсечных сопел, рас­положенных равномерно по окружности через угол =360/n, обуслов­ливает появление случайной боковой силы. Проекция этой силы на фик­сированное радиальное направление имеет математическое ожидание, равное нулю, и следующую дисперсию:

,

где ,и- дисперсии случайных отклонений площадей и углов на­клона и расположения сопел.

Изменение давления в двигателе после скачкообразного увеличения площади критического сечения от F до F=F+определяют на основе приближенного решения исходной системы при условии=const, =const, v=const

.

Вследствие разновременности вскрытия дополнительных сопел возникают боковые возмущения, действующие в период от момента срабатывания средств инициирования и до момента вскрытия последнего coпла. Значение этих возмущений зависит от последовательности вскрытия окон. В случае схемы независимого вскрытия каждого окна значение бо­кового импульса

,

где t — среднее квадратическое отклонение времени срабатывания средств вскрытия.

После вскрытия последнего сопла имеется боковая сила, обусловленная разбросом параметров узла отсечки тяги.

В момент открытия дополнительных окон в двигателе возникает волна разрежения, которая распространяется к противоположному днищу, отражается от него и возвращается к месту расположения узла отсечки тяги. Затем процесс повторяется. При этом в двигателе возникают пе­репады давлений и дополнительные осевые силы. Перепад давлений в прямой и отраженной волнах разрежения в линейном приближении

(см. п. 3.6.4)

,

где Fплощадь поперечного сечения канала, по которому распространяется волна; р — начальное давление, при котором возникает волна разрежения; М<1 — число Маха в волне.

Выше предполагалось "мгновенное" раскрытие проходного сечения узла отсечки тяги РДТТ.

Если известна зависимость F0TC(t) [а также S(t), T(t)], то уравне­ние газового баланса приводится к типу уравнения Бернулли (см. п. 3.5.1).