logo
Шишков

3.6.2. Отделение части двигателя

Понижение или прекращение тяги РДТТ может быть осуществлено в результате запроектированного разрыва корпуса по периметру попе­речного сечения П (см. рис. 3.7, б).

Движение двух образовавшихся частей массой М1 и М2 до момента t', соответствующего Пх(t')=F0TC (FOTC - площадь разрыва), происхо­дит под действием внутреннего давления и определяется уравнением газового баланса и уравнением относительного перемещения разделяю­щихся частей:

.

Здесь введена приведенная масса М:

.

В течение промежутка времени t (т.е. при х<F/П) давление в дви­гателе изменяется мало, приближенно рр0=const и для момента t' получаем

t'=.

Однако после отделения сопла возникает пик тяги, значение которо­го зависит от упругих свойств корпуса и заряда РДТТ. Тяга ракетного двигателя может рассматриваться как разность между двумя силами: равнодействующей сил давления на переднее дно pFДВ и силой продоль­ного натяжения стенок двигателя Т. В частности, до отделения сопловой части Ро=KpF= p0FДВ-То и после ее отделения Р=KpFOTC=pFДВ(где К — коэффициент тяги оставшейся камеры с новым сопловым отверстием).

Если упругая волна в стенках РДТТ сильно демпфируется, то сила растяжения стенок будет монотонно уменьшаться от То до Т, а тяга мо­нотонно увеличиваться от Ро до Р. В том случае, если затухание продоль­ных колебаний мало, уменьшение будет носить колебательный характер.

Возможное значение пика тяги равно

Р+Т=Р+ р(KF0TC -KTF)=(2KFOTC K1F)p0.

Пик тяги может быть еще больше, если давление в сопловой части будет падать так быстро, что осевое натяжение уменьшится до нуля в то время, как давление у переднего дна будет оставаться относительно высоким.