3.1. Одномерные течения
КВАЗИСТАЦИОНАРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Течение газов в основных элементах РДТТ является преимущественно одномерным (или сводится к нему), т.е. все газодинамические параметры зависят от одной единственной геометрической координаты и от времени.
Рис. 2.11. Твердотопливная двигательная установка головной части:
1 - сопло-вихревой клапан; 2 - камера вихревого клапана; 3 - электропневмопреобразователь; 4 — дроссель; 5 - газоход; 6 - твердотопливные заряды торцевого горения; 7 - электропневмоклапан; 8 - креновое сопло.
Уравнения движения идеального газа в канале, от стенки которого может поступать газ с нулевой скоростью (по оси х) и той же энтальпией торможения, что и осевой поток, имеют вид
;
;
;
; ,
где - энтальпия.
Число уравнений (пять) равно числу неизвестных, и при соответствующих граничных и начальных условиях, геометрических характеристиках (связи между F и S) и конкретной зависимости и (р, v) течение газа определяется однозначно (в области безотрывного движения).
В процессе работы РДТТ происходит изменение всех газодинамических характеристик, а также площади проходного сечения канала топливного заряда. Решение системы в общем виде возможно только численными методами. В некоторых случаях уравнения усложняются из-за учета теплообмена, химических реакций и гетерофазности потока. Наиболее сложные неустановившиеся газодинамические процессы в РДТТ развиваются в период воспламенения заряда твердого топлива (см. подразд. 3.5).
В большинстве практически важных случаев уравнения газодинамики РДТТ упрощаются на основе гипотезы квазистационарности, т.е. предположения о том, что неоднородности давления, обусловленные неустановившимися течениями газа, пренебрежимо малы.
Движение газа в РДТТ является квазистационарным, если время релаксации газового объема t2 L/v много больше времени распространения возмущений t=L/a в нем; это условие выполняется при v/a1.
Гипотеза квазистационарности является вариантом асимптотического подхода к изучению явлений.
Последовательное применение идей квазистационарности дает возможность рассматривать более быстрые процессы как мгновенные. Например, процесс распространения возмущений в пределах РДТТ можно считать мгновенным по сравнению с t2 (или временем релаксации газового объема), а последнее — весьма мало по сравнению со временем (что, в частности, означает неизменностьF за время протекания газа вдоль всего канала t2). Аналогично процесс релаксации теплового слоя в твердом топливе, определяющий согласно теории Я. Б. Зедьдовича изменение скорости горения при изменении внешних условий, в квазистационарном приближении считается мгновенным по сравнению с процессом релаксации газового объема t2. Время тепловой релаксации газа на несколько порядков меньше t2 и в дальнейшем считается пренебрежимо малым.
Таким образом, в квазистационарном приближении распределение параметров газа вдоль двигателя в любой момент времени определяется геометрическими характеристиками в этот же момент времени и системой уравнений при пренебрежении всеми частными производными по времени:
;
;
;
; .
Если исходную систему уравнений проинтегрировать по длине канала (или объему камеры), то получим систему обыкновенных дифференциальных уравнений для изменения осредненных по объему параметров, газа во времени:
;
;
; .
Эти уравнения могут быть получены и непосредственно из уравнений газового и энергетического баланса ракетной камеры для осредненных по объему параметров газа.
Гипотеза квазистационарности используется также в модели одномерного движения, так как последняя предполагает, что любое воздействие (например, подвод вещества через стенки) мгновенно равномерно распределяется по всей ограниченной массе газа, протекающей по каналу, и при экспериментальном моделировании газовых потоков (например, при определении структуры течения в предсопловом объеме РДТТ).
Если рассматривать установившийся участок (dp/dt0) при малых скоростях течения газа (;), то из предыдущих уравнений следует наиболее часто применяемая система уравнений для оценки давления в двигателе в зависимости от времени работы (см. подразд. 2.3).
Математическое моделирование ряда рабочих процессов в РДТТ осуществляется в многомерной постановке. К ним относятся:
а) двухмерные стационарные течения в канале, предсопловом объеме и соплах (например, радиальный поток в коническом, сопле);
б) двухмерные нестационарные процессы при запуске сопла и высотного стенда, отсечке тяги РДТТ, а также при старте ракеты с пусковой установки;
в) трехмерные стационарные (до-, транс- и сверхзвуковые) течения в асимметричных и поворотных соплах и устройствах.
Перечисленные многомерные задачи описываются уравнениями Эйлера для течений идеального газа, и их численное интегрирование практически часто осуществляется методом С.К. Годунова и его стационарным аналогом [8]. Вся область течения разбивается, как правило, на простые подобласти: канал, щели, заманжетное пространство, до-, транс- и сверхзвуковая части сопла; выделяются участки отрывного течения. Для течения в канале с подводом массы от стенок может быть достаточным квазидвумерное приближение — косинусоидальное распределение скорости потока по поперечному сечению.
Специальные методы развиты для расчета многофазных течений (см. п. 4.14).
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами