4.1.4. Течение газа с частицами
Металлосодержащие топлива широко применяются в РДГТ различного назначения. Для решения задач о движении газа со взвешенными в нем мельчайшими жидкими или твердыми частицами необходимо:
определить изменение дисперсности и состава частиц при их движении по каналу заряда твердого топлива и соплу;
установить законы трения и теплообмена частиц и многофазного потока в газовом тракте, в частности особенности взаимодействия этого потока с материалом стенки;
рассчитать процесс движения многофазных продуктов сгорания в канале заряда, предсопловом объеме и сопловом блоке.
В смесевые твердые ракетные топлива вводится алюминий. Воспламенение и горение металлов (табл. 4.3) происходят уже в потоке газов, оттекающих от поверхности твердого топлива.
Движение, сначала физико-химические, затем физические превращения частиц конденсированной фазы, их взаимодействие с газовой фазой и со стенками соплового блока оказывают большое влияние на тяговые характеристики сопла (расходный комплекс, коэффициент тяги, потери удельного импульса) и на работоспособность конструкции соплового блока. Для оценки этого необходимо учесть конечное время горения частиц алюминия, процессов образования, охлаждения и отверждения частиц окислов, их отставание по скорости и температуре. При этом используются различные модели стационарных многофазных течений в РДТТ, которые по мере их усложнения можно расположить следующим образом: одномерное монодисперсное; одномерное полидисперсное; двухмерное полидисперсное; трехмерное моно- и полидисперсное [31].
Таблица 4.3
Свойства некоторых металлов и их окислов
Металл, окисел | Температура плавления, К | Плотность в твердом виде, г/см |
Al AlO Mg MgO B BO | 932 2313 923 3075 2300 723 | 2,70 3,96 1,74 3,58 2,30 1,82 |
Модель одномерного течения многофазной смеси широко используется для оценки интегральных характеристик - потерь импульса и изменений расхода комплекса из-за скоростного и температурного отставания конденсированной фазы; при этом конденсат можно считать моно дисперсным.
Цель расчетов по двухмерной модели течения многофазной смеси состоит в следующем:
оценить место и количество выпадения частиц конденсирован ной фазы; при выпадении возможна интенсивная эрозия сопла (вплоть до нарушения работоспособности), дополнительные потери удельного импульса как непосредственно из-за встречи частиц со стенкой, так и из-за появляющейся при этом дополнительной шероховатости (при сохранении работоспособности);
уточнить оценку потерь удельного импульса из-за скоростного запаздывания конденсированной фазы в двухмерном потоке в до-, транс- и сверхзвуковой частях сопла и потерь из-за рассеяния двухмерного многофазного потока;
получить рекомендации для профилирования ракетного сопла.
Основная особенность неравновесных двухмерных многофазных течений в сопле заключается в существенной неоднородности параметров в поперечном сечении сопла. В плохо спроектированном сопле частицы налетают на стенку, при этом из-за высокоскоростного соударения возникают существенная эрозия материала и дополнительные потери удельного импульса.
При профилировании сопел для многофазных полидисперсных потоков можно допустить выпадение частиц наиболее мелких фракций (их относительно мало). Из анализа расчетов полидисперсных потоков и экспериментальных данных выбирается размер частиц, начиная с которого необходимо исключить их столкновение с контуром. Кроме того, остается основное условие — получение максимального удельного импульса в условиях массовых и габаритных ограничений.
Выпадение частиц на дозвуковом участке происходит всегда, но обычно доля частиц пренебрежимо мала (здесь не учитывается возможное осаждение шлаков в двигателях с утопленными соплами под действием осевых ускорений).
При многофазном течении вблизи стенки сопла начиная с трансзвуковой части возникает зона чистого газа (если не учитывать наиболее мелкие фракции частиц конденсированной фазы). Эта зона со стороны потока ограничена предельной траекторией частиц выбранного размера, опасного с точки зрения уноса материала. Точный расчет точки пересечения этой траектории со стенкой труден из-за малости угла встречи частиц со стенкой.
Таблица 4.4
Расстояние предельной траектории частиц для двух контуров сопла
Контур | при | ||||
1,5 | 3,5 | 4,5 | 5 | 5,2 | |
С отгибом на концевом участке Оптимальный | 0,06
0,06 | 0
0,045 | 0
0,025 | 0
0,025 | 0
0,035 |
Рис. 4.4. Осесимметричное течение многофазной смеси в сверхзвуковой части сопла:
—— - предельные траектории частиц различных диаметров (1-1,7 мкм; 2-3 мкм; 3-4,7 мкм; 5-11 мкм); - - - - изолинии чисел Маха (6-1,7; 7-2,0; 8-2,3; 9-3,0); — • — — безразмерный поток частиц на стенку psvsn/.
Рис. 4.5. Оптимальный контур (1) и контур с отогнутой под углом 22° 30' концевой частью (2).
На выпадение частиц влияют профили до-, транс- и особенно сверхзвуковой частей сопла. В утопленном сопле предельная траектория начинается раньше и отстоит дальше от стенки, чем в сопле с конической входной частью; поэтому во втором случае выпадение более вероятно, чем в первом. Скругление угловой точки в области критического сечения также помогает избежать выпадения частиц на стенку сопла.
Наиболее существенное влияние на выпадение частиц оказывает геометрия сверхзвуковой части сопла. Не происходит выпадения частиц на сверхзвуковые части конических и.коротких (dа/d2,5) сопел.
В соплах, спрофилированных для равновесного течения, происходит выпадение частиц на концевых участках (рис. 4.4). Чтобы избежать этого, конечный участок раструба сопла может быть отогнут так, чтобы стенка на этом участке была параллельна предельной траектории (примерно 22,5о к оси сопла).
При оптимизации профиля сопла для неравновесного многофазного течения исходят из условия, чтобы образующая сопла находилась на заданном минимально допустимом расстоянии h от предельной траектории. Изменение, угла-наклона оптимального контура имеет немонотонный характер (табл. 4.4), такой контур имеет внутренние точки излома [5]. Выигрыш удельного импульса оптимального контура по сравнению с контуром, построенным для равновесного течения и отогнутым в концевой части, составил 15 м/с (рис. 4.5).
Турбулентный перенос частиц несколько подвигает предельную траекторию частиц ближе к стенке.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами