4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
Потери удельного импульса в сопле можно представить в виде суммы [2]:
,
где - потери из-за рассеяния потока (из-за не параллельности течения и неравномерности параметров в выходном сечении сопла);тр - потери из-за трения (из-за вязкости, теплопроводности, диффузии, приводящих к образованию пограничного слоя на стенке сопла); н - потери из-за химической неравномерности; s - потери из-за многофазности (из-за неравновесности процессов ускорения частиц, теплообмена между фазами и фазовых переходов, а также из-за столкновения частиц конденсированной фазы со стенками сопла); пр - прочие потери, включающие в себя: потери из-за утопленности сопла y; потери из-за разгара критического сечения сопла ; потери из-за технологических, конструктивных и эксплуатационных (выгорание) искажений расчетного контура сопла, увеличения шероховатости стенок сопла.
Кроме того, особо рассматривают потери удельного импульса, связанные с обеспечением управляющих усилий.
При расчете идеального удельного импульса в пустоте учитывается отсутствие кристаллизации при течении многофазных продуктов сгорания в сопле.
Представление потерь в виде суммы независимых составляющих является условным. В многофазном потоке р и взаимозависимы, и их целесообразно вычислять вместе с помощью модели двухмерного течения.
Потери из-за рассеяния в укороченных соплах с угловой точкой и равномерным потоком на выходе (расчетный контур) приближенно определяются формулой
,
где ;
;
;
- степень укорочения сопла.
Искривление звуковой линии в критическом сечении приводит к дополнительным потерям: -, где- радиус скругления угловой точки. Влияние искажений контура рассчитывается отдельно, обычно оно невелико:. Для конических сопел приближенно имеем (при).
Оценку потерь из-за трения выполняют с помощью расчета толщины потери импульса .
В случае турбулентного пограничного слоя
,
где ;,,- скорость истечения в вакуум.
Приближенно
.
Для ламинарного пограничного слоя (Rew0<1•108) толщину потери импульса рассчитывают по зависимости
,
где z(f,Т) — функция, характеризующая профили скорости и температуры в пограничном слое.
Влияние шероховатости на ТР учитывают эмпирической поправкой.
Потери из-за химической неравномерности приближенно для двигателей сd=(35...250) мм определяются эмпирической формулой
,
где р1,5 МПа; Iзам — удельный импульс "замороженного" состава.
Рис. 4.6 Характеристики контура исследованных сопел.
Удельный импульс смеси продуктов сгорания твердого топлива m с продуктами разложения теплозащитных материалов меньше удельного импульса топлива ориентировочно на.
Ниже приведены расчетные значения различных видов потерь удельного импульса в соплах (рис. 4.6), предназначенных для холодных продувок (табл. 4.5) и натурных испытаний РДТТ (табл. 4.6, 0,3 %).
Расчетные характеристики для сопел, предназначенных для холодных испытаний (=25,4 мм;=0.6;29° давление воздуха 2,1 МПа) дают примеры потерь на рассеяниеи трениеоднофазного потока (табл. 4.5).
Таблица 4.5
Составляющие потерь удельного импульса
в соплах для холодных продувок
|
|
|
| , % | , % | , % |
1,118 1,118 1,118 1,118 0,866 | 0,75 0,75 1,50 0,75 1,50 | 6 4,81 4,81 3,16 3,16 | 4,49 4,11 4,11 3,45 3,45 | 1,1 1,8 1,7 2,8 2,9 | 1,0 0,9 1,1 0,7 0,9 | 2,1 2,7 2,8 3,5 3,8 |
Таблица 4.6
Составляющие потерь удельного импульса в РДТТ
, мм |
|
|
|
| , % | , % | , % | , % | , % |
294 297 175 137 83 | 23 33,7 29,0 15 25 | 0,6 0,6 2,0 3,3 2,0 | 2,8 2,9 5,0 4,0 8,9 | 2,86 3,94 4,86 3,00 7,30 | 1,6 4,5 2,4 1,0 1,9 | 0,6 0,6 1,0 0,8 1,4 | 1,9 2,8 2,8 3,0 4,3 | 0,2 0,2 0,3 0,4 0,6 | 4,6 8,5 6,9 5,5 8,5 |
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами