4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
В ходе подготовки и проведения высотного испытания РДТТ измеряются масса заряд т, масса уносимых элементов из теплозащитных и эрозионностойких материалов m, геометрические характеристики двигателя (площади критического F и выходного Fa сечений сопла; в случае, если барокамера охватывает только сопловую часть двигателя, измеряется площадь поперечного сечения двигателя F в месте зазора между стенками барокамеры и двигателя, тяга двигателя P(t) текущий интеграл тяги P(t)dt, давление в окрестности соплового блока рб, давление в двигателе рк (t) (у переднего дна) и давление вокруг двигателя р(рис. 4.16). По результатам измерений определяется интервал времени работы РДТТ от t до t2, в течение которого было обеспечено безотрывное расширение потока в сопле. Отсутствие отрыва потока контролируется по отношению p\pa или по коэффициенту пустотной тяги КТ=P/pKF (значение КТ на участках работы сопла с отрывом превышает значение КТ при безотрывном течении), и участки 0...t и t...tдв исключаются из рассмотрения.
При испытаниях на вертикальном стенде (в отличие от испытаний на горизонтальных стендовых установках) на датчик тяги воздействует Изменяющаяся масса двигателя, и это вносит дополнительную погрешность при определении пустотной тяги:
,
где m(t)dt — масса топлива, сгоревшая к моменту времени t; g — ускорение свободного падения; mд - начальная масса двигателя.
Рис. 4.16. Изменение относительного давления в двигателе (1), относительной тяги, измеряемой на вертикальном стенде (2), и давления разрежения в барокамере (3)
Суммарный импульс пустотной тяги вычисляется интегрированием этого выражения, содержащего измеряемые при испытании параметры:
.
Оценка погрешности, вносимой в это выражение двойным интегралом, получается с учетом статистических характеристик случайной функции расхода газов из двигателя:
.
Давление разрежения и разность F—Fa входят в формулу для Iп сомножителями. Следовательно, ошибка измерения рб не будет сказываться на определении Iп, если площадь проходного сечения диффузора внутри кольцевого зазора равна площади выходного сечения сопла.
Затем вычисляется пустотный удельный импульс двигателя:
,
где Iп — суммарный импульс пустотной тяги на участке работы двигателя в период t...t2; , — относительные массы сгоревшей части заряда на участках работы двигателя в периоды 0...t и t2...tДB.
Опытные значения pK(t) и РП (t) на участке t...t2 могут быть использованы для оценок коэффициента восстановления полного давления (при F=const)
или
увеличения площади критического сечения при t>t'
;
момент времени <t'<t2 соответствует достаточно малым скоростям течения газа: при tt' =1.
Оценку можно получить также по результатам измерения давления разрежения в барокамере рб: .
Дублирующая оценка увеличения площади критического сечения сопла вытекает из сравнения опытной зависимостиp(t) с расчетной (при t>t'):
.
Всего в процессе высотного испытания двигателя на установившихся и переходных режимах его работы измеряется примерно 102 параметров различной физической природы. При этом применяется автоматизированный информационно-измерительный комплекс, в задачи которого входят:
а) выбор рациональных режимов работы экспериментального оборудования с учетом программ испытаний;
б) обеспечение запуска, вывода на режим и регулирования экспериментального комплекса;
в) восприятие, сбор, передача, преобразование, показ, запись, обработка и сравнение информации, получаемой в ходе испытания, с математической моделью двигателя и анализ результатов в темпе испытаний;
г) управление элементами двигательной установки;
д) обеспечение связи и взаимодействия персонала и оборудования.
После прекращения работы двигателя на стенде в общем случае осуществляется:
1) выдержка в течение некоторого времени испытуемого двигателя, для того чтобы остыли его нагретые элементы(в особенности, радиационно-охлаждаемая конечная часть сопла) ;
2) охлаждение двигателя путем подачи воды (через сопло) и разбрызгивания ее на внутреннюю поверхность корпуса для повышения точности определения толщин теплозащитных и эрозионностойких материалов, оставшихся к концу горения заряда. В этом случае необходима последующая сушка двигателя;
3) восстановление давления в борокамере.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами