logo
Шишков

4.1.1. Дозвуковая часть сопла

Дозвуковая часть сопла выполняется в виде сужающегося канала (рис. 4.1); она может быть утоплена в корпус двигателя, в канал заряда твердого топлива (см. рис. 1.1).

На рис. 4.1, д показан контур 1 дозвуковой части сопла Витошинского, рассчитываемый по формуле

,

где длина дозвуковой части, и профиль 2 радиусного дозвукового сопла, состоящего из трех элементов: а) области схода с радиусом ;б) конического участка с углом вх ив) области критического сечения с радиусом . При этом должно быть

<; ;.

В коническом сопле (см. рис. 4.1, б) область горла из технологичес­ких и эксплуатационных соображений выполняется в виде короткого цилиндра.

В качестве контура дозвуковой части утопленного сопла применяют­ся участки эллипса, участок дуги окружности, участок гиперболы. Глубина погружения влияет на дополнительные потери удельного импульса многофазных продуктов сгорания. При глубине погружения примерно упрощается теплозащита заднего днища. Вследствие эрозионного и химического воздействия твердых частиц наблюдается большой унос материала на входной (лобовой) кромке утопленной части сопла. При наличии в топливном заряде нецилиндрических каналов между горящей поверхностью и внешней поверхностью утопленной части сопла могут появиться потоки с неравномерным распределением конденсированной фазы, вызывающие локальные эрозионные уносы материала.

Рис. 4.1. Контуры дозвуковых частей сопел:

а—внезапное сужение; б—конический вход; в—радиусный; г—насадка Борда; д - контур Витошинского (1) и контур с двумя радиусами (2).