2.4. Регулирование рдтт
Регулирование РДТТ (рис. 2.10) возможно путем изменения площади критического сечения сопла, скорости горения топлива, площади горящей поверхности, а также с помощью комбинированных схем [26, 35].
Перемещение регулятора. Известным методом регулирования является изменение площади критического сечения сопла с помощью различных механических задвижек и клапанов.
Для степенной зависимости скорости горения от давления справед-Ёливо соотношение вида
,
при этом m/mH0M .
Регулируемый двигатель может иметь несколько газоходов, и во всех или только в некоторых из них могут быть устройства для регулирования площади критического сечения сопла.
Вдув газа в критическое сечение сопла.Если вдувать вспомогательный газ по кольцу в критическое сечение сопла (или вблизи от него), то этот поток оттеснит внутрь основной поток и тем самым уменьшит площадь критического сечения на .
Проведя преобразования уравнения сохранения массы, получим
;
.
Газ для вдува в область критического сечения сопла с целью регулирования расхода может поступать либо из автономного источника, либо непосредственно из регулируемого двигателя. Этот способ мало эффективен.
Вихревой клапан. Регулирование двигателя возможно с помощью вихревого клапана, включенного в газоход.
Такой клапан имеет периферийные каналы для ввода газа из газохода (оси каналов параллельны оси клапана), вихревую камеру с тангенциальными отверстиями для входа управляющего газа и центральное выходное сопло.
При отсутствии управляющего потока газ проходит вихревую камеру без закрутки и истекает через выходное сопло. При этом давление в РДТТ
,
где — коэффициент газодинамических потерь в дросселе на номинальном режиме.
Если регулирующий газ тангенциально поступает в вихревую камеру, то общий газовый поток закручивается, а образующаяся центробежная сила создает радиальный градиент давления в камере. При этом увеличивается давление на выходе из периферийных каналов и уменьшается приток газа из газохода.
Рис. 2.10. Управление горением заряда ТРТ в двигателе.
Экспериментальные расходные характеристики при постоянном давлении на входе в периферийные каналы (рп = const) клапанов представлены в зависимости от относительного давления газа в канале управления: ру =ру1рп (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Характеристики вихревого клапана-сопла
| 1 | 1,1 | 1,2 | 1,3 |
P
|
0 1
1 |
0,15 0,88
0,2 |
0,2 0,28
0,07 |
0,25 0,25
0,05 |
Примечание. - относительный расход на управление; -относительный расход через сопло; газы одинакового состава; Р - относительный импульс газового потока при истечении из клапана со сверхзвуковым соплом.
Газ для регулирования может поступать либо из автономного источника (в том числе автономного твердотопливного ГГ), либо из этой же газогенераторной системы. В последнем случае в тракте, подводящем газ к периферийным каналам клапана, необходимо предусмотреть дроссель (местное сопротивление), с помощью которого обеспечивается избыток давления в управляющем потоке по сравнению с регулируемым
Ру>Рп.
При известном римеем (ки = 1)
или ,
где — газодинамические потери на дросселе; — газодинамические потери в электропневмопреобразователе.
При достаточно большом полном давлении управляющего газа (напримерр= 1,3) статическое давление на периферии вихревой камеры сравняется с давлением в регулируемом газе, и его течение прекратится; в этом случае через сопло клапана протекает только управляющий газ (m = my =0,25).
Сопло вихревого клапана может быть использовано в качестве регулируемого выходного устройства реактивной системы.
Четыре пары таких устройств (в каждой паре сопла направлены во взаимно противоположные стороны и работают по схеме тяга — противотяга) входят, например, в реактивную систему управления вектором
тяги ДУГЧ (рис. 2.11).
Многократное включение РДТТ возможно несколькими способами, одним из которых является применение многослойного заряда, состоящего из отдельных, изолированных прокладками секций; каждая секция имеет воспламенительное устройство; горение секции может происходить по торцевой (как например, в РДТТ ракеты "воздух—земля" SRAM) либо по цилиндрической поверхности. Может быть и несколько импульсных РДТТ (например, для боковой коррекции полета боевого блока противоспутникового комплекса ASAT).
Г л а в а 3. ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РДТТ
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами