logo
приборы + электрообор / 0

8.5 Бортовой журнал технического состояния воздушного судна

Бортовой журнал технического состояния воздушного судна (Aircraft Technical Log – ATL)предназначен для записи сведений об отказах и неисправностях воздушного судна, выявленных впроцессе выполнения полётов и выполнения технического обслуживания, а также записи информации потехническому обслуживанию, необходимой экипажу для выполнения полёта.

Все отказы и неисправности, а так же отклонения от нормальной работы систем иоборудования,кроме АСО, интерьера, сервисного и бытового оборудования, замечания по которым оформляются в Cabin Log Book, выявленные на земле и вполёте, должны быть своевременно записаны в ATL. КВС после завершения полета делает записи в бортовомжурнале воздушного судна обо всех известныхили предполагаемых дефектах. Все записи в журнале выполняются шариковой ручкойразборчиво и подтверждаются фамилией и подписью должностного лица и дополнительно для ИТП номером штампа. Исправления в случае ошибочных записей должны бытьопознаваемыми.

Ошибочно сделанные записи должны быть перечеркнуты однойлинией с тем, чтобы их можно было прочесть, подтверждены фамилией должностного лица с подписью и дополнительнономером штампа. Не допускается стирания ошибочных записей или применение корректоров. При наличии Fault Reporting Manual (FRM) запись должна производиться в соответствии сFRM собязательным указанием этапа полёта.

При записи в ATL и внесении в Лист отложенных дефектов неисправности ,имеющей влияние в соответствии с MEL/CDL на лётные характеристики (взлётная и посадочная массы, ограниченияпо эшелонам и скоростям полёта), выполнениеполёта по определеннымправилам или условиям полета (ETOPS, RVSM и т.п.) сменный заместитель начальника производстванемедленно извещает об этом старшего смены полетных диспетчеров Лётного департамента с указанием пунктаMEL/CDL для дальнейшего анализа влияния данных дефектов при планировании воздушного судна.

Взаимодействие экипажа воздушного судна с инженерно-авиационной службой при ведении бортового журнала

Воздушное судно экипажу предъявляют непосредственный исполнитель работ по обеспечению вылета (непосредственный руководитель группы специалистов, выполнявших заключительный блок работ ТО на ВС), который информирует бортинженера (бортмеханика, пилота) о техническом состоянии ВС и выполненных на нем работах и несет ответственность за своевременность предъявления (сроки предъявления должны соответствовать предписаниям комплексного технологического графика подготовки ВС) и готовность предъявляемого экипажу воздушного судна к полету.

Внимание:Экипажу для выполнения полета предъявляется только исправ- ное, подготовленное для данного полета воздушного судна, с оформленной документацией - записями в бортовом журнале и карте-наряде.

О неисправностях, выявленных при приемке ВС, подготовленного к выполнению полета (полетного задания), а также в иных случаях приемки ВС экипажем,члены экипажа записывают в бортовом журналеи сообщают специалисту, сдающему ВС, который обязан принять меры по устранению недостатков и доложить о случившемся своему руководителю.

При обнаружении неисправности во время буксировки ВС на старт (при рулении) судно по решению командира ВС возвращают на стоянку. Порядок дальнейших действий соответствующих служб в таких случаях определяется авиапредприятием с учетом требований нормативных документов. Об устранении неисправности руководитель работ записывает в бортовом журналеи карте-наряде.

К выполнению полета допускают ВС, находившееся под ответственностью (охраной) должностных лиц. В случаях, когда судно не находилось под охраной (или по специальному распоряжению руководства авиапредприятия), выполняют специальный досмотр ВС, руководствуясь требованиями документации на производство этих работ. Овыполнении специального досмотра записывают в бортовом журнале и в предусмотренном для этого разделе карты-наряда на оперативное техническое обслуживание.

Данные о выявленных в полете неисправностях (устраненных и неустранен- ных), отклонениях летно-технических характеристик ВС, режимов и параметров полета от приведенных в РЛЭ значений - члены экипажа (по специальности) записывают в бортовом журнале после полета.

При нормальной работе АТ в полете бортинженер (бортмеханик, пилот) записывает в бортовом журнале: «Замечаний нет».

Члены экипажа дают необходимые дополнительные пояснения специалисту ИАС, встречающему ВС, об особенностях проявившихся неисправностей АТ и мерах, принятых экипажем в полете.

В транзитном аэропорту экипаж (член экипажа с необходимыми по данному вопросу полномочиями) записывает в бортовом журнале требуемую форму опера- тивного ТО.

Бортовой журнал воздушного судна регистрации стран СНГ и правила его ведения

«Бортовой техническийжурнал» используется в процесселетной и технической эксплуатации самолетов регистрации стран СНГ,эксплуатируемых в авиакомпаниях стран СНГ.

Состоит из 25 пронумерованных листов,каждый из которых включает четыре страницы на само копирующей бумаге.

На первой странице листа перед вылетом воздушного судна в рейс записываются данные опредстоящем рейсе:

- дата, номер рейса, маршрут полета;

- данные о заправке самолета (топливом с распределениемпо бакам, маслом ижидкостью для гидросистем);

- о выполненной перед вылетом форме ТО суказанием номера «Карты-наряда»;

- об отказах и неисправностях, обнаруженных как при подготовке к вылету ВС,так и в предыдущем полете, и работах по их устранению (или переводу в разрядотложенных).

Она удаляется из журнала перед каждым вылетом из базового или промежуточного аэро-порта.

Вторая (и третья) страницы содержат скопированную информацию о рейсе слицевой страницы и дополнительную информацию, записанную экипа- жем в полете:

- данные опротивообледенительнойобработке воздушного судна;

- время начала - окончания руления;

- время взлета - посадки,

- наработка самолета в данном рейсе (полете) и суммарная.

Они удаляются из журнала после возвращения самолета в базовый аэропорт.Архивная страница остается в журнале.

Внимание. Запись об отказах (неисправностях) летным и техническим составомпроизводится только на первой странице листа.

Порядок заполнения Журнала летным составом

Перед вылетом экипаж:

- на лицевой странице листа записывает данные о предстоящем рейсе: номеррейса, маршрут полета, дату вылета по UTC.

- проверяет записи о заправкеВС топливом,маслом, жидкостью для гидросистемы и сравнивает их с фактическими значениями.

- проверяет наличие отказов в предыдущем рейсе и, если они были записаны, -их устранение.

- принимает исправный и готовый к вылету самолет от технического состава, о чем КВСрасписывается в графе «Предполетный осмотр воздушного судна выполнил. Воздушное судно готовое к полету, принял КВС ».

- после обработки самолета от обледенения (при необходимости) по информации ИТП, выпускающего самолет, записывает данные о времени обработки, типе иконцентрации примененной жидкости в графу «Удаление обледенения».

В процессе выполнения полета и по его окончании заполняется вторая страницалиста, на которой записывается:

- данные о продолжительности выполненного рейса – время начала/ окончанияруления и время взлета/посадки по UTC в соответствующие графы;

- данные об остатке топлива после полета записываются в строку «Остаток послерейса» на первой странице следующего листа.

- при возникновении отказа (неисправности) данные о нем записываются напервой странице следующеголиста журнала в раздел «Описаниеотказа(неисправности)», заполняя их сверху вниз.

Порядок записи о дефекте:

- этап полета, на котором произошел отказ (руление, взлет, набор высоты, полет на эшелоне, снижение, посадка);

- проявление отказа (отклонение параметров, срабатывание сигнализации);

- действия экипажа, реакция ВС/ систем ВС на эти действия.

Если места в разделе недостаточно для полного описания дефекта, исполь-зуется следующий раздел с указанием перехода на него в виде стрелки вниз «».

Если места на странице журнала недостаточнодля записей обо всех выявленных дефектах, заполняетсялицевая страница следующего листа. Переход на нееуказывается символом «Y» в поле «Следующая страница» в нижней части страницыжурнала.

При отсутствии в полёте отказов (неисправностей) в разделе «Описание отказа(неисправностей) производится запись - «Замечаний нет».

Порядок заполнения Журнала техническим составом

Перед вылетом воздушного судна на лицевой странице листа (страница 1) ИТП заполняет следующие разделы: