logo
приборы + электрообор / 0

2.1 Общие положения

Особый случай в полете– ситуация в полете, когда возникает угроза безопасности ВС и находящимся на нем людям.

Авиационные происшествия практически никогда не бывают следствием какой-либо отдельной причины. Обычно они происходят в результате взаимосвязи нескольких разных причин. Взятые по одиночке, эти причины могут показаться несущественными, но в совокупности с другими они способны составить последовательность внешне не связанных друг с другом событий, которые приводят к авиационному происшествию. Таким образом, предотвращение авиационных происшествий состоит в выявлении и устранении таких причин до того, как замкнется последнее звено в упомянутой цепи событий.

Причины авиационных происшествийили инцидентов зачастую именуются факторами или причинными факторами, как это, в частности, принято у специалистов по расследованию авиационных происшествий. Такие причины или факторы могут также называться аварийными факторами

Под особым случаем в полете понимается ситуация, которая возникает в результате внезап- ного отказа функциональных систем ВС или попадания его в условия, требующие от экипажа действий, отличающихся от обычного пилотирования.

Особые случаи в полете характеризуются возникновением таких неблагоприятных условий полета, при которых создается непосредственная угроза безопасности и требуется выполнить специально предусмотренные действия экипажа для благополучного завершения полета или максимальное снижения вероятности его катастрофичного исхода.

В связи с возникновением особых случаев в полете может развиваться особая ситуация.

Особая ситуация(ОС) – это совокупность условий, связанных с потенциальным снижением уровня безопасности полета.

По степени опасности особые ситуации подразделяются на:

- усложненную;

- опасную;

- аварийную;

- катастрофическую.

Особые случаи и особые ситуации в полете возникают в результате:

- ошибок в технике пилотирования, летной эксплуатации и намеренного нарушения правил полетов;

- отказов и неисправностей в функционировании систем и элементов ВС;

- недостатков в обеспечении полетов;

- недостатков в ОВД;

- недостатков в ОЛР;

- воздействия неблагоприятных внешних условий.

Особые случаи в связи с их внезапным возникновением не могут быть заранее прогнозируемы и возникновение их представляет опасность для благополучного завершения полета. Этим они отличаются от особых условий полетов, которые заранее известны, к ним готовятся при проведении предварительной и предполетной подготовки и они не представляют угрозы прямой угрозы для безопасности полетов, если лишь их значения не выходят за определенные критические параметры, однако вносят определенный элемент усложнения полета.

К особым случаям в полёте относятся:

- аварийные ситуации;

- сложные ситуации.

Аварийные ситуации, при которых экипаж немедленно сообщает органу ОВД ипередает сигналы бедствия:

- пожар на воздушном судне;

- отказ двигателя (двигателей), приводящий к продолжению полета на высотениже безопасной;

- захват воздушного судна;

- угроза взрыва на борту воздушного судна;

- вынужденная посадка вне аэродрома;

- экстренное снижение;

- нарушение прочности воздушного судна;

- полная потеря устойчивости и/или управляемости ВС;

- потеря ориентировки.

Сложные ситуации, при которых экипаж информируеторган ОВД и принеобходимости передает сигналы срочности:

- отказ двигателя (двигателей), не приводящий к продолжениюполета на высотениже безопасной;

- выполнение посадки ВС в условиях ниже минимума для посадки в случаях, непозволяющих продолжать полет до другого аэродрома;

- ухудшение устойчивости и/или управляемости ВС;

- потеря радиосвязи в полете;

- внезапное ухудшение состояния здоровьялица на борту ВС, требующеемедицинской помощи, которая не может быть оказана на борту;

- отказы систем ВС, при которых невозможно выполнение полета до аэродроманазначения.

К особым случаям (согласно НПП ГА) в полете относятся :

- попадание воздушного судна в опасное метеорологическое явление;

- отказ двигателя (двигателей);

- отказ системы (систем) ВС, приводящий к необходимости изменения плана полета, в том числе к вынужденной посадке;

- пожар на воздушном судне;

- потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности;

- потеря радиосвязи;

- потеря ориентировки;

- нападение на экипаж воздушного судна (пассажиров);

- ранение или внезапное ухудшение здоровья члена экипажа ВС (пассажиров);

- вынужденная посадка вне аэродрома;

- отказ радиолокационных средств ОВД и РТО на аэродроме посадки;

- применение парашютов в аварийных случаях.

О возникновении особого случая в полете командир (экипаж) ВС сообщает в контролируемом воздушном пространстве органу ОВД.

При затруднении ведения связи по основному каналу необходимо перейти на аварийную частоту.

Особенности пилотирования и выполнение операций членами экипажа воздушного судна при возникновении особых случаев в полете должны соответствовать требованиям РЛЭ или эквивалентного ему документа.

Члены экипажа при выполнении операций в особых случаях полета обязаны докладывать о своих действиях командиру воздушного судна.

В случае, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа воздушного судна и пассажиров, командир воздушного судна имеет право, в том числе принять решение на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома или покидание воздушного судна в воздухе, если экипаж воздушного судна и пассажиры обеспечены парашютами.

Летный экипаж по возможности информирует о принятом решении орган ОВД.

Сигнал бедствия подается в случаях:

- отказа двигателя (двигателей);

- пожара на воздушном судне;

- потери устойчивости, управляемости, нарушения прочности;

- потери радиосвязи;

- потери ориентировки;

- нападение на экипаж (пассажиров);

- вынужденной посадки вне аэродрома;

- вынужденного покидания воздушного судна;

- во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, летный экипаж подает сигнал бедствия в соответствии с приложениями.

При вынужденной посадке летный экипажпо возможности вплоть до приземления (привод- нения) ведет радиообмен с наземными (корабельными) радиостанциями (информирует о ситуации).

Средства автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются, и аварийный радиомаяк должны быть постоянно включенными.

В случае бедствия воздушного судна и необходимости его покидания командир воздушного судна покидает его последним.

Действия экипажа при аварийных и сложных ситуациях, описанных в РЛЭ ВС(FCOM/QRH)

В случае возникновения аварийных и сложных ситуаций в полёте,указанных выше:пожар на ВС, отказ двигателя(двигателей), экстренное снижение, нарушениепрочности ВС, потеря устойчивости и/или управляемостиВС, попадание ВС в зонуопасных для полета метеорологическихявлений, отказы систем ВС экипаж применяет аварийные контрольные карты, приведённые в РЛЭ ВС как средствоорганизации срочных действий экипажа (Non-Normal Checklists и Non-Normal Maneuvers - в QRH), использует рекомендацииРПП и справочную информацию для завершения полета, размещённую в РЛЭ ВС (Performance Inflight в QRH и FCOM).

Действия экипажа при возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства.

При возникновенииугрозы безопасности полета, в том числе связанной с актомнезаконного вмешательствана борту ВС на территории Украины или в воздушномпространстве Украиныэкипаж выполняет следующие правила:

- экипажВС, терпящего бедствие, имеет право пользоватьсялюбыми имеющимися в его распоряжении средствами для привлечения внимания, извещения о своем местонахождении и полученияпомощи.Командир воздушногосудна передает сигналы и сообщения о бедствии,приведенные в РПП;

- в случае, когда продолжениеполета не обеспечивает безопасности экипажа ипассажиров,командир воздушного судна имеет право принять решение на выполнение вынужденной посадки, а также на покидание воздушногосудна, если экипаж и пассажиры обеспечены индивидуальными средствами спасения;

- командир оставляет воздушное судно последним, если иной порядок неопределен руководством по летной эксплуатации (инструкциейэкипажу) ВС данного типа;

- в воздушном пространствеУкраины все воздушные судаобеспечиваются аварийным оповещением;

- экипаж воздушного судна, при акте незаконного вмешательства на его борту,обязан любыми способами попытаться уведомитьорган ОВД (управленияполетами) об этом, а также о любых отклоненияхот текущего плана полета, вызванных этими обстоятельствами. На ответчике вторичной радиолокацииустанавливается режим "А"код 7500.

При получении от экипажа воздушного судна сигнала «Бедствие» всеорганы ОВД обязаны принять необходимые меры по оказанию помощиэкипажу, терпящему бедствие.

При возникновении указанного случая на территории зарубежного государства или в пределах его воздушного пространства экипаж соблюдает международныеправила илиправила ипроцедуры, указанные в Дополнительных региональныхправилах ICAO Doc 7030/4, если иное не устанавлено этим государством. Порядокпередачи сигналов и сообщений о бедствии приводится в разделе«Emergency» сборника «Jeppesen».

В аэропортах иностранных государств Представитель АК совместно с КВСпринимают необходимые меры по предотвращению и пресечению попытокнезаконного вмешательства в деятельность вобласти авиации в соответствии с законами и правилами страны пребывания.

Во всех случаях предполагаемой диверсии на борту ВС при поисках взрывногоустройства, спрятанного оружия, взрывчатых веществ или других опасныхустройств экипаж руководствуетсянаходящимся на борту ВС Контрольнымперечнем осмотра данного типа ВС.