logo
приборы + электрообор / 0

2.3 Пожар на воздушном судне

Пожар на ВС является наиболее опасным особым случаем в полете. Возникновение пожара создает чрезвычайно опасную ситуацию, как по самой степени опасности, так и по дефициту времени для действий экипажа, порой счет идет на десятки секунд.

Согласно анализу случаев возникновения пожаров и их развития на ВС большинство таковых связано с появлением на борту ВС неисправностей, различных нарушений в работе систем, силовых установок, аварийных режимов электрооборудования, а также неосторожных действий пассажиров и экипажа.

Отказы систем планера и оборудования из-за конструктивно-производственных недостатков или ошибок летного состава, приводящие к пожару на борту ВС, называют пожароопасными

(см. рис. 2.2.).

Рисунок 2.2 - Пожар на самолете Ан- 2 при запуске двигателя

из –за неисправности топливной аппаратуры

Основными причинами возникновения на воздушном судне пожара являются:

- не герметичность жидкостных систем ВС (топливной, масляной, гидравлической);

- разрушение горячих коммуникаций ВС, вызванные прогаром трубопроводов системы обогрева, разрушения двигателя;

- неисправности в электрооборудовании (короткое замыкание, искрение);

- грозовые разряды и статическое электричество;

- возгорание легковоспламеняющихся веществ, перевозимых в грузовых отсеках воздушного судна;

ВС обладают новейшим и эффективным противопожарным оборудованием, которое при немедленном применение экипажем в данной ситуации гарантирует тушение очагов пожара. Однако надо не забывать, что малейшее промедление в такой обстановке, приводит практически всегда к 100% катастрофе.

Уменьшение возможности возникновения пожара, быстрая его локализация и тушение достигаются путем конструктивных мероприятий, установкой противопожарных систем, заполнением баков нейтральным газом, применением эффективных огнегасящих веществ и правильными, своевременными действиями экипажа ВС.

Признаками возникновения пожара на воздушном судне являются:

- дым в кабине и в салоне ВС;

- срабатывание аварийной сигнализации (световой, звуковой, речевой)) в кабине экипажа;

- повышение температуры газов двигателя, заброс оборотов;

- наличие огня и шлейф дыма за ВС;

- информация с земли (диспетчер) или другого ВС.

При возникновении пожара на воздушном судне летный экипаж:

- приступает к экстренному снижению и одновременно применяет все доступные средства для ликвидации пожара;

- передает (включает) сигнал бедствия и при наличии ответчика вторичной локации устанавливает на нем код 7700.

В зависимости от сложившейся обстановки по решению командира воздушного судна летный экипаж продолжает полет до ближайшего аэродрома либо производит посадку вне аэродрома.

При этом необходимо:

- приступить к немедленной ликвидации пожара, применить все имеющиеся средства пожаротушения ;

- выполнять действия согласно требований РЛЭ;

- приступить к экстренному снижению (при полете на большой высоте) или с набором высоты (при полете вблизи земли) с одновременным включением сигнала бедствия с одновременным докладом органу ОВД.

На этапе руления:

- прекратить движение по РД;

- выполнять действия согласно требований РЛЭ по выключению двигателя и тушению пожара;

- доложить диспетчеру;

- после остановки двигателей подать команду на аварийное покидание ВС пассажирами и членами экипажа;

- эвакуацию пассажиров производить на сторону, где нет пожара;

- если позволяет обстановка – организовать тушение горящего двигателя.

На этапе взлета:

- если позволяет длинна ВПП и прекращение взлета обеспечивает безопасность ВС и пассажирам – взлет, однозначно, прекратить (см. рис. 2.3);

Рисунок 2.3 - Прекращение взлета из-за возникшего пожара

на 3-ем двигателе воздушного судна

- выполнить заход по кратчайшему маршруту (с одновременными действиями по ликвидации пожара) для посадки на аэродроме взлета, в том числе при погоде ниже минимума;

- произвести экстренную посадку на площадку, предусмотренную инструкцией по производству полетов в районе аэродрома;

- произвести посадку на площадку выбранную с воздуха, если пожар не ликвидирован и нет условий для выполнения безопасного полета.

На этапе захода на посадку:

- действия по выполнению посадки не прекращать, выключить горящий двигатель с увеличением оборотов работающего двигателя (не допускать потери скорости и высоты) , включить систему пожаротушения.

- доложить органу ОВД.

На всех этапах полета в перечень необходимых действий экипажа входят:

- выключение двигателя установкой РУД в положение «Стоп»;

- закрытие пожарного крана (в целях прекращения подачи топлива в двигатель);

- прекращение отбора воздуха в систему кондиционирования (прекращение поступления дыма в салон и в кабину экипажа).

На самолетах с ПД и ТВД производят, кроме того, флюгирование воздушного винта (автоматическое флюгирование при выключение двигателя) – для уменьшения сопротивления выключенного двигателя.

После применения системы пожаротушения (срабатывания огнетушителей первой очереди) необходимо убедиться через 10-15 сек., что пожар ликвидирован. В противном случае, если пожар продолжается, экипаж применяет вторую очередь огнетушителей, если данная очередность приемлема на ВС.

Экипажу надо помнить, что в случае продолжения пожара, элементы конструкции ВС выдерживают не более 1-2 минут.

Пожар в кабине ВС ликвидируют ручными огнетушителями, находящимися на борту ВС или специальными системами пожаротушения.

После ликвидации пожара на двигателе повторный запуск его категорически запрещен! Также не рекомендуется аварийный слив топлива, если он специально не оговорен в требованиях РЛЭ ВС.