logo
приборы + электрообор / 0

3.4 Политика авиакомпании относительно недисциплинированных пассажиров.

В условиях постоянно растущей угрозы терроризма приоритетным направлением деятельности авиакомпаний Украины является обеспечение безопасности пассажиров на всех этапах авиаперевозки, начиная с момента регистрации на рейс и заканчивая получением багажа в аэропорту назначения. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности пассажиров в полете и поддержанию установленного порядка на борту воздушных судов авиакомпаний Украины. Это связано также и с тем, что в последнее время во всем мире наблюдается увеличение количества инцидентов, происходящих по причине противоправного поведения отдельных пассажиров во время полета. К сожалению, такая негативная тенденция не обошла стороной и гражданскую авиацию Украины.

Некоторые пассажиры, пребывая, как правило, в состоянии алкогольного опьянения, игнорируют установленные правила поведения в полете и совершают противоправные действия на борту воздушного судна, чем дестабилизируют психологический микроклимат на борту, серьезно мешают нормальной работе членов экипажа, вносят дискомфорт для других пассажиров, и, в конечном счете, создают реальную угрозу безопасности полета.

Основой политики всех авиакомпаний Украиныв отношении недисциплинированных пассажиров является нетерпимость к лицам, совершающим правонарушения и недопустимые действия.

При этом учитываются положения Токийской конвенции Международной организации гражданской авиации 1963 года, в соответствии с которыми командир воздушного судна для обеспечения безопасности полета и сохранения дисциплины на бортуможет высадить любого пассажира, который совершил или собирается совершить на борту ВС акт, подвергающий опасности ВС, людей или их собственность, на территории любого государства, где воздушное судно совершает посадку.

В случае любых агрессивных действий, совершаемых пассажиром, члены экипажа имеют право использовать все возможности, включая меры физического сдерживания, для урегулирования ситуации и передачи правонарушителя представителям правоохранительных органов в аэропорту посадки. При этом командирам воздушных судов авиакомпаний для восстановления порядка на борту и обеспечения безопасности пассажиров предоставлено право осуществить незапланированную посадку в любом ближайшем аэропорту.

При этом Авиакомпания оставляет за собой право в судебном порядке вытребовать с правонарушителя возмещения всех расходов, понесенных ею вследствие противоправных действий такого пассажира.

Перечень действий, недопустимых в полете со стороны пассажиров воздушного судна:

- неадекватное поведение, игнорирование требований обеспечения безопасности полетов;

- отказ выполнить законные требования членов экипажа ВС;

- словесные оскорбления и угрозы жизни и здоровью членов экипажа или других пассажиров;

- курение на борту ВС;

- распитие спиртных напитков, если их не подал экипаж пассажирской кабины;

- насилие, психологическое давление или прямое запугивание, угрозы или умышленное причинение вреда жизни или имуществу пассажиров, экипажа или Авиакомпании;

- насилие, угрозы или вмешательство в действия членов экипажа во время выполнения ими служебных обязанностей, или действий, которые могут привести к потере экипажем возможности их выполнять;

- распространение ложной информации, повлекшее угрозу безопасности ВС;

- сексуальные домогательства в отношении членов экипажа ВС или других пассажиров;

- попытки проникновения в пилотскую кабину ВС;

- несанкционированные попытки открытия дверей и аварийных люков ВС;

- любое иное деяние, создавшее угрозу безопасности полетов, или имеющее признаки преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена уголовным законодательством Украины.

Законодательством большинства стран мира предусмотрены наказания за нарушение правил авиационной безопасности/безопасности полётов.

Пассажиры-нарушители, в зависимости от особенностей национального законодательства, могут быть оштрафованы (штраф от 340 грн. до $250000) и/или подвергнуты судебному преследованию (арест от 15 суток до 20 лет). 

Не ограничиваясь вышеперечисленными методами, большинство авиакомпаний Украины разработали и внедрили систему учета и мониторинга лиц, совершивших правонарушения на борту ВС. Такие лица вносятся в «Список нежелательных пассажиров Авиакомпаний»(или, как его называют СМИ – «Черный список») на срок от 1 до 10 лет, учитывая степень общественной опасности содеянного правонарушения. В течении такого срока авиакомпания Украины отказывает пассажирам-нарушителям в перевозках своими рейсами. Такое наказание, учитывая международные перевозки, зачастую является даже более эффективным, чем взыскание штрафов или применения административных санкций со стороны правоохранительных органов.

Права и обязанности пассажиров

Пассажиры имеют право:

- требовать предоставление всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки, указанными на бланке авиабилета;

- в случае, если их жизни, здоровью, чести и достоинству угрожает опасность, – обращаться к работникам авиапредприятия и требовать у них защиты.

Пассажиры обязаны:

- безоговорочно выполнять требования командира ВС и рекомендации других членов экипажа;

- размещать ручную кладь и личные вещи на специально отведенных для этого местах;

- держать привязные ремни застегнутыми при включенном табло «Застегните ремни» (рекомендуется оставлять привязные ремни застегнутыми в течение всего полета);

- соблюдать дисциплину и порядок.

Пассажирам запрещается:

  1. создавать ситуации, угрожающие безопасности полета или жизни, здоровью, чести и достоинству других пассажиров, а также авиационного персонала – допускать по отношению к ним любое словесное оскорбление и, тем более, физическое насилие;

  2. употреблять алкогольные напитки, кроме предложенных на борту;

  3. курить на боту самолета в течение всего полета;

  4. использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа;

  5. использовать в течение всего полета:

а) радиотелефоны, радиоприемники, радиопередатчики, телевизоры, игрушки с дистанционным управлением, беспроводные сетевые устройства (радиотелефоны должны быть выключены независимо от того, где они находятся в багаже или ручной клади);

  1. использовать во время руления, взлета, набора высоты, снижения и посадки самолета:

а) портативные компьютеры, переносные компьютерные принтеры, видеокамеры, кинока- меры, воспроизводящие устройства (магнитофоны, проигрыватели компакт-дисков и кассет, и другие лазерные приборы), фотоаппараты, фотокамеры, электронные игрушки, электро- бритвы, приборы, в конструкции которых используются светодиоды.

  1. создавать условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа;

  2. портить принадлежащее авиапредприятию имущество и/или выносить его с борта ВС.

Ответственность пассажиров за нарушение «Правил перевозок на воздушном

транспорте» предусматривается:

1 на внутренних авиалиниях Украины – в соответствии с действующим законодательством Украины;

2 на международных авиалиниях – в соответствии с требованиями международного воздуш- ного права (в частности, – Международной конвенции «О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту ВС», подписанной в Токио в 1963 г. и ратифицированной в 166 странах, в том числе – Украиной; далее – «Токийская конвенция») и законодательства, действующего в государстве посадки, – независимо от того, в каком государстве зарегистрировано или эксплуатируется использовавшееся для выполнения рейса ВС;

3 в случае, если виновник совершенного за пределами Украины, – но направленного против граждан или имущества Украины правонарушения не понес соответствующего наказания за рубежом, то в соответствии со статьей УК Украины он подлежит такому наказанию по возвращении в Украину.

В целях обеспечения безопасности полета командир воздушного судна имеет право:

- принимать окончательное решение о взлете, полете и посадке ВС, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета в целях спасения жизни людей;

- отдавать распоряжения любому находящемуся на борту ВС лицу и требовать их исполнения;

- в случае возникновения подозрений о влиянии электронных приборов, используемых пассажирами на борту ВС на нормальную работу систем навигации и радиосвязи, КВС имеет право потребовать их выключения на любом этапе полета;

- применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета ВС и отказываются подчиняться распоряжениям командира ВС;

- удалять таких лиц с ВС по прибытии на ближайший аэродром, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, – передавать их правоохранительным органам

Представитель авиакомпании имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира путем отказа пассажиру в перевозке, если состояние здоровья пассажира требует особых условий перевозки, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц (согласно Воздушного кодекса Украины).

Авиакомпания, исходя из собственных обоснованных решений, имеет право:

- отказать в начале перевозки пассажира, если его поведение неадекватное или он

демонстрирует действия, вызывающие у персонала или пассажиров сомнения в безопасности полета при его перевозке;

- высадить с борта ВС при совершении внеплановой посадки в промежуточном аэропорту с передачей правоохранительным органам пассажира, который совершил (совершает) противоправные действия, которые серьезно угрожают безопасности полета;

- отказать в перевозки на длительный срок в дальнейшем физическому лицу, которое как пассажир авиакомпании совершило противоправные действия на борту ВС и таким образом стало нежелательным для Авиакомпании пассажиром, про что она письменно предупредила;

Отказ пассажиру в разовом или дальнейших перевозках на рейсах АК не освобождает его от криминальной или административной ответственности за совершенные противоправные действия согласно действующим законодательством Украины.

Для обеспечения своевременного реагирования на противоправные действия со стороны пассажиров Авиакомпания тесно взаимодействует с соответствующими правоохранительными органами и САБ как в базовом аэропорту, так и в других аэропортах при выполнении рейсов.

Порядок действий персонала Авиакомпании в случае совершения право- нарушений на борту ВС, оформления соответствующих документов по факту правонарушения, принятия и реализации решения по внесению пассажира-нарушителя в Список нежелательных пассажиров определяется отдельной рабочей инструкцией Авиакомпании.

При нахождении воздушного судна на земле.

Недисциплинированный пассажир предупреждается про недопущение противоправных действий и нарушения общественного порядка на борту ВС. В случае игнорирования требований экипажа ВС – снимается с рейса и передается правоохранительным органам.

При нахождении воздушного суднав полете.

Если пассажир своим поведением нарушает общественный порядок – применяется устное предупреждение. В случае, если пассажир прекратилнарушать общественный порядок, - никакие другие меры к нему не применяются (нарушение не фиксируется).

Если пассажир продолжаетнарушать общественный порядок – экипаж ВС оповещает пассажира про противоправные действия в полете Последним письменным предупреждением установленного образца, один экземпляр которого после подписи КВС вручается пассажиру- нарушителю лично в руки, с составлением Акта про правонарушение на борту ВС.

В случае, если принятыми мерами со стороны экипажа ВС не достигнуто положительного результата, командир ВС связывается с диспетчером ОВД (Центром обеспечения и контроля полетов авиакомпании или представителем авиакомпании в других аэропортах) с просьбой про необходимость прибытия на борт ВС после его посадки представителя правоохранительных органов и сотрудников САБ для принятия решения по снятию пассажира, который своими действиями создал угрозу безопасному выполнению полета, уведомляет номер рейса, время приземления и про противоправные действия, которые были совершены на борту ВС.

Если нарушитель ведет себя настолько агрессивно, что его действия создают серьезную угрозу безопасности полета, командир ВС принимает решение про посадку в аэропорту (на аэродроме) внеплановой посадки, для передачи нарушителя представителю соответствующего правоохранительного органа (в иностранном аэропорту – в присутствии представителя авиакомпании). Пассажир – нарушитель задерживается на борту ВС до прибытия представителей правоохранительных органов. Командир ВС или по его указанию любой член экипажа информирует пассажиров про причину прибытия на борт ВС представителей правоохранитель- ных органов. В случае совершения противоправных действий на борту ВС лицом, которое не является гражданином Украины, на ВС также приглашается сотрудник СБУ в аэропорту посадки, который принимает участие в рассмотрении факта противоправных действий в части его касающегося.

Порядок подачи уведомления.

Информация про правонарушения на борту ВС доводится до руководства авиакомпании, взаимодействующих подразделений и правоохранительных органов в соответствии с Табелем донесений авиакомпании.

По просьбе представителей правоохранительных органов члены экипажа ВС, которые принимали участие в прекращении правонарушений на борту ВС, обязаны дать письменные пояснения про обстоятельства его совершения и прекращения (локализации).

После возвращения экипажа воздушного судна на базовый аэропорт:

- командир ВС письменной служебной запиской докладывает руководству Авиакомпании про правонарушение (я), которые имели место на борту ВС, и обстоятельства его локализации;

- бортпроводник излагает эту же информацию в Отчете про рейс с дополнением к нему образцов Письменного подтверждения, Акта про правонарушение на борту ВС и информацию свидетелей.