logo
приборы + электрообор / 0

1.6 Полеты над водной поверхностью

Значительную меру трудности вызывают полеты над водной поверхностью для всех без исключения экипажей. А наибольшую из них вызывают полеты на малых высотах.

Успех полета, обеспечение безопасности пассажиров и экипажа в значительной мере зависят от полной и своевременной подготовки к полету, от знаний и правильного выполнения руководящих документов и методических рекомендаций по организации полетов над водной поверхностью

При полетах над акваторией морей (океанов), других крупных водоемов экипаж воздушного судна обязан знать:

- расположение и характерные особенности береговой черты;

- расположение и режим работы береговых и островных свето- и радиомаяков;

- порядок использования бортовых радиотехнических и астрономических средств аэронавигации;

- правила приводнения с парашютом (при их наличии);

- правила вынужденной посадки воздушного судна на воду;

- правила пользования бортовыми индивидуальными и групповыми спасательными плавсредствами (см. рис. 1.15).

Порядок обеспечения экипажей и пассажиров воздушных судов индивидуальными и групповыми спасательными плавсредствами определяется соответствующими актами видов авиации. На аэродромах, где посадка воздушных судов производится со стороны моря или взлет выполняется в сторону моря, выделяются поисковые и спасательные силы и средства (катера, спасательные команды и т. п.), которые во время полетов должны находиться в готовности к немедленному проведению спасательных работ.

Полеты над водной поверхностью разрешается выполнять:

- на воздушных судах, имеющих два двигателя и более, и на всех ВС, приспособленных для посадки на воду ;

Рисунок 1.15- Индивидуальный спасательный жилет

- на сухопутных ВС, имеющих один двигатель, при удалении от береговой черты не более дальности снижения с отказавшим двигателем (см. рис. 1.16).

Рисунок 1.16 - Полет сухопутного самолета над береговой чертой моря

При полетах над водной поверхностью, когда расстояние до берега превышает дальность планирования с отказавшим двигателем (двигателями), а также когда траектория взлета или захода на посадку не исключает возможности вынужденного приводнения, все члены экипажа и пассажиры должны быть обеспечены спасательными жилетами.

Во всех случаях, когда продолжительность полета от берега превышае 30 мин., на воздушных судах (независимо от типа) кроме индивидуальных средств спасания должны быть и групповые плавсредства (надувные спасательные плоты и аварийные запасы к ним), рассчитанные на количество людей, находящихся на борту со средствами жизнеобеспечения в соответствии с РЛЭ, а также специальное снаряжение:

- аварийная радиостанция;

- запас продуктов питания и питьевой воды;

- индивидуальные и групповые плавсредства;

- сигнальные средства.

Особенности подготовки и выполнения полетов над водной поверхностью.

При подготовке к полету над водной поверхностью экипаж дополнительно обязан:

- проверить наличие и правильность размещения индивидуальных и групповых спасательных средств, запаса продуктов питания и питьевой воды, аварийной радиостанции и сигнальных средств;

- изучить правила вынужденной посадки на воду и пользования плавсредствами;

- проинструктировать пассажиров о правилах пользования индивидуальными и групповыми средствами и поведения при аварийной посадке.

Полеты по ПВП вблизи береговой линии материка и островов выполняются на безопасных высотах с учетом максимальных превышений рельефа местности в полосе по 5 км в обе стороны от оси маршрута.

Прежде всего, экипаж изучает справочные материалы по применению систем навигации (в отдельных случаях – астроориентировке), которые с наибольшей точностью могут работать в этих условиях и в данном районе, береговую черту, отдельные острова, состояние ледовой поверхности, водного пространства на случай вынужденной посадки. Кроме того, экипажу при выполнении полетов над водной поверхностью, если позволяют условия, необходимо учитывать интенсивность движения морских судов, наиболее характерные маршруты, стоянки.

При полете над морем визуальную ориентировку вести невозможно, поэтому летный состав должен точно рассчитывать курсы следования и время полета, тщательно изучать береговую полосу района базирования по картам мелкого и крупного масштаба и морским картам, а также использовать радиотехнические средства.

При изучении береговой полосы необходимо определить ее направление относительно стран света и запомнить характерные острова, заливы и реки, впадающие в море, характер берега (цвет, оттенок песка или камня, наличие кос, отмелей), морские базы, порты, волнорезы и другие искусственные сооружения, по которым можно определить район берега.

Если непосредственно к морю прилегает горный район, то основное внимание уделяется участкам берега, имеющим минимальное превышение над уровнем моря и позволяющим при низкой облачности после полета над морем выйти на свой или соседний аэродром.