logo
приборы + электрообор / 0

1.2 Общие требования по сертификации, лицензированию воздушных судов

Сертификат –документ, который выдается по результатам сертификации и свидетельствует соответствие субъекта или объекта авиационной деятельности требованиям авиационных правил Украины.

Сертификация– свидетельство того, что субъект или объект авиационной деятельности соответствует требования авиационных правил Украины и выданному соответствующему сертификату.

Летная годность экземпляра гражданского воздушного судна

На каждое гражданское ВС, внесенное в Государственный реєстр гражданских ВС, выдается соответствующий авиационным правилам Украины уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации сертификат летной годности соответствующего образца, который свидетельствует соответствие его конструкции и эксплуатационной документации утвержденной типовой конструкции, а также состояние пригодности ВС к полетам.

Исключение ВС из Государственного реестра гражданских ВС Украины.

а) ВС исключается из Государственного реестра гражданських ВС в случае:

- прекращения эксплуатации типа ВС;

- подачи владельцем ВС или уполномоченного им лицом заявки на исключение ВС с Государственного реестра гражданських ВС Украины;

- непродления действия сертификата летной годности или разрешения на выполнение полетов на протяжении 24 месяцев;

- прекращения договора аренды или лизинга такого ВС.

б) в случае исключения ВС из Государственногореестра гражданських ВС регистрацион- ное свидельство теряет свое действие.

Правила и порядок сертификации и лицензирования воздушных судов в Украине

Общие положения: создание и введение Норм вызвали появление Процедуры проверки их выполнения, которая названа сертификацией.

Сертификация - установление типа самолета или вертолета, его двигателей и оборудования действующим Нормам летной годности Правила сертификации, так же как и Нормы, систематически перерабатываются на основе накопленного опыта и в связи с организационными изменениями.

В действующих Правилах сертификации и контроля соответствия гражданских ВС Нормам, определяющим их годность к эксплуатации, отражены: порядок, сроки, ответственность ведомств, обязанности организаций заказчика и разработчика, состав доказательной документации.

Последняя является технической и юридической основой для выдачи Госавианадзором - «сертификатана тип ВС», поэтому в ней должны содержаться ответы на все пункты Норм летной годности с необходимой полнотой и доказательствами подтверждающимися чертежами, расчетами, анализом, моделированием, натурными испытаниями и документами.

Для выдачи сертификата на новое ВС основными документами, свидетельствующими о соответствии этого ВС, двигателе, оборудования требованиям действую- щих НЛГС является таблица соответствия установленных государством норм.

Перечень документов прилагаемый к таблице соответствия представляет большое количество отчетов и актов, составленных на основе результатов расчетов, моделирования, лабораторных, стендовых, наземных и летных испытаний, а также учета опыта эксплуатации и проведенных в случае необходимости научно-исследовательских работ.

Правилами сертификации гражданских воздушных судов установлено, что сертификации подвергаются самолет (вертолет) вместе с двигателями и оборудованием, двигатели до установки на ВС, оборудование до установки на ВС.

Воздушное судно с двигателями и оборудованием должны пройти следующие виды испытаний: - заводские,государственные,эксплуатационные;дополнительные и контрольные(в необходимых случаях).

По этим результатам исполнитель и заказчик устанавливает соответствие ВС требованиям НЛГ, представляют документы в Госавианадзор - который выдает «сертификат летной годности типа» если по результатам представленных материалов установлено соответствие ВС данного типа требованиям действующих Норм.

Основные виды работ при сертификации воздушных судов в Украине:

1 Официальным началом сертификации служит заявка на выдачу сертификата летной годности типа, направляемая в Госавиарегистр исполнителем при начале проектирования самолета или вертолета.

2 Головным предприятием исполнителя ответственным за соответствие создаваемого ВС действующим Нормам летной годности, является разработчик в лице ОКБ (Опытного конструкторского бюро), которое проектирует, строит и испытывает ВС.

Разработчик - начинает вести работы по сертификации с начала проектирования: полноразмерный макет воздушного судна, , двигатели, оборудование, кабина, салон и т.д. Все это должно позволить оценить воздушное судно и прилагаемую документацию. Далее следует этап предварительной оценки соответствия требованиям Нормам летной годности и строится опытный экземпляр воздушного судна.

Заводские испытания: комплекс лабораторных, стендовых испытаний отдельных систем, агрегатов, различных видов оборудования, проводятся статистические испытания на прочность силовых компонентов конструкций и всего планера в целом, создаются комплексные стенды для обработки всех жизненоважных систем воздушного судна.

Летные испытания: снятие ЛТХ во всем диапазоне H и V, условий эксплуатации и проверки поведения воздушного судна при отказном состоянии и на крайних режимах (большие углы атаки и т.д.).

Проведением заводских испытаний по существу заканчивается этап сертификации со стороны исполнителя. На основании результатов заводских испытаний воздушного судна предъявляется заказчику для проведения государственных и эксплуатационных испытаний.

Госиспытания – проводятся головной организацией заказчика - контрольная проверка и подтверждение основных летно-технических характеристик, заданных в технических требованиях на воздушное судно и соответствия его эксплуатационных документов требованиям Норм летной годности. Проводится экономическая эффективность воздушного судна, эксплуатационная технологичность и определение сравнительных характеристик сертифицируемого воздушного судна с зарубежными аналогами - все это отражается в Акте Государственных испытаний.

В заключении дается подтверждение соответствия воздушного судна требованиям Норм летной годности и предположение о возможности и условиях допуска к серийному производству и эксплуатации в гражданской авиации.

Эксплуатационные испытания - завершающий этап сертификации. Они проводятся в предприятиях ГА на первых экземплярах серийных воздушных судов и имеют своей целью проведение оценки в реальных условиях эксплуатации с одновременно дополнительной качественной оценкой летной годности. Эксплуатационные испытания являются периодом освоения в эксплуатации нового воздушного судна и поэтому при их проведении проводятся организационно-технические мероприятия по подготовке всех служб ГА к успешной эксплуатации воздушного судна этого типа.

На основании результатов всех видов испытаний, рассмотрение всего объема доказательной документации и положительной их оценки Госавианадзор выдает сертификат летной годности данного типа воздушного судна. Затем каждый экземпляр воздушного судна (сертифицированного) заносится в Государственный Реестр и выдается удостоверение о годности к полетам. В процессе серийного производства воздушного судна и его эксплуатации в конструкцию и документацию могут вноситься изменения, направленные на повышение эффективности его эксплуатации.

При этом предусматривается:

а) главные изменения - влияют на уровень летной годности, поэтому введение их требует проверок и испытаний с оформлением в Госавиарегистре дополнением к сертификату в связи с вносимыми изменениями.

б) второстепенные изменения - конструкции воздушного судна, двигателей, оборудования не влияют на летную годность и поэтому не требуют сертификации.

Ответственность за соблюдение правил и процедур эксплуатации сертифицированного воздушного судна возлагается на предприятие, организации и ведомства, осуществляющих его летную и техническую эксплуатацию.

Летная годность - это характеристика воздушного судна, определяемая предусмотренными и реализованными в его конструкции и летных качествах принципами, позволяющими совершать безопасный полет в ожидаемых условиях и при установленных методах эксплуатации.

Требуемый уровень реализации устанавливается Нормами, в которых содержатся государственные требования к летной годности воздушного судна.

К ожидаемым условиям эксплуатации относятся такие, которые стали известны из практики или возникновения которых можно предвидеть в течении срока службы парка воздушного судна с учетом из назначения и географической области эксплуатации, за исключением экстремальных условий, последствия которых можно предотвращать в результате введения соответствующих правил эксплуатации.

К ожидаемым условиям эксплуатации относятся :

- параметры состояния и факторы воздействия на воздушное судно внешней среды : барометрическое давление, плотность, температура наружного воздуха, влажность, направление и сила ветра, горизонтальные и вертикальные порывы воздуха, их градиенты, воздействие атмосферного электричества, обледенение, град, снег, дождь.

- эксплуатационные факторы : состав экипажа, класс и категория аэродрома, параметры и состояния ВПП, масса и центровка для всех предусмотренных конфигураций воздушного судна, режим работы двигателей и продолжительность их работы на определенных режимах, возможные конфигурации – варианты геометрических форм воздушного судна, соответствующая различным этапам и режимам полета (взлету, набору высоты, крейсерскому полету, снижению, экстренному снижению, заходу и посадке), характеристики воздушных трасс, состав и характеристики наземных средств обеспечения полета, минимум погоды при взлете и посадке, применяемые ГСМ, периодичность и виды технического обслуживания, назначенный ресурс, срок службы воздушного судна и его систем.

- параметры (режимы) полета: высота полета, горизонтальная и вертикальная скорости, перегрузка, крен, тангаж, угол атаки и сочетание этих параметров для предусмотренных конфигураций воздушного судна.

Так как всегда существует некоторая вероятность попадания воздушного судна в полете за пределы эксплуатационных ограничений (в сильную болтанку, опасные явления погоды, серьезные отказы и как следствие, аварийная ситуация) изготовитель обязан предусмотреть это путем назначения предельных ограничений, превышающих эксплуатационный диапазон.

Нормами летной годности предусматривается оборудовать воздушного судна средствами предупреждения экипажа в полете о приближении или достижении эксплуатационных ограничений. К ним относятся: тактильная, световая, звуковая, речевая и др.

В нормах также указано, что возвращение воздушного судна в область эксплуатационных ограничений после выхода из них (без превышения предельных ограничений) не должно требовать от экипажа исключительного мастерства и профессионализма, применение чрезмерных усилий и необычных приемов пилотирования.

Летная годность воздушного судна воплощается в главном документе для выполнения полетов – РЛЭ (Руководство по летной эксплуатации). Оно является основным техническим документом, определяющим для воздушного судна данного типа правила летной эксплуатации, всех необходимых эксплуатационных процедур, методику и технику выполнения полета, особенности пилотирования.

Указания и рекомендации РЛЭ должны быть сформулированы четко, кратко и не должны допускать возможности неоднозначного их толкования.