logo
приборы + электрообор / 0

1.10 Полеты в условиях повышенной электрической активности атмосферы

Весенне-летний период характеризуется развитием кучево-дождевой облачности, состоящей в верхней части из капелек переохлажденной воды и мелких кристалликов льда. Такая структура облачности обычно наблюдается в диапазоне температур от + 5 до – 10о С.

При полете ВС в таких слоях от интенсивного трения кристалликов льда об обшивку ВС на ней накапливается заряд, и между поверхностью самолета и облаком возникает разность потенциалов. Заряды, стекая по поверхности воздушного судна, накапливаются на концах крыла и оперения, на антеннах и всех выступающих частях.

При росте разности потенциалов до величины, угрожающей разрядом через воздушное пространство, воздушное судно может быть поражено как разрядом статического электричества, так и разрядом молнии вблизи грозового очага (см. рис. 1.22).

Рисунок 1.22 - Гроза в районе аэродрома

Такие условия обычно характерны для полетов в «наковальнях» гроз на высотах 10-12 тыс. метров, а также при пересечении слоистой облачности вблизи грозовых очагов на высотах 5-6 тыс. метров.

Кроме того, интенсивная электризация может наблюдаться при входе в зону сильных осадков в том же околонулевом диапазоне температур.

Интенсивная электризация может наблюдаться и в переходный период от зимы к весне, в слоистообразных облаках, в том же диапазоне температур

наружного воздуха, но на меньших высотах, т.к. нулевая изотерма в этот период залегает ниже.

Наибольшую напряженность электрического поля вокруг ВС вызывает именно мелкокриста- лическая ледяная структура облачности или осадков.

Экипаж может распознать условия полета в электрически активных слоях атмосферы по следующим признакам:

- интенсивный шум и треск в наушниках, затрудняющий радиосвязь, который усиливается с ростом напряженности электрического поля;

- беспорядочные колебания стрелок радиокомпасов;

- в темное время суток стекающие по лобовым стеклам голубые светящиеся разряды, свечение вокруг концов крыльев и выступающих частей («огни святого Эльма»).

Помимо чисто технических неприятностей, связанных с электризацией и электрическим разрядом, существует ряд обстоятельств, снимающих функциональную эффективность экипажа.

При сильной электризации ВС возникают отрицательные явления: помехи в радиообмене, помехи вплоть до выхода из строя приборного оборудования.

При определенных условиях могут иметь место электростатические поля значительной напряженности, приводящие к электрическому разряду в ВС при его движении.

Методические рекомендации по выполнению полетов в зоне повышенной электрической активности атмосферы.

При появлении первых признаков электризации при полете в облаках КВС должен:

- оценить обстановку вокруг воздушного судна, и если по бортовому радиолокатору наблюдаются размытые засветки от зон интенсивных осадков или самолет приближается к грозовому очагу, необходимо изменить курс с целью выйти из зоны максимальной электризации, с обязательным докладом диспетчеру об обстановке, и действовать по его рекомендациям;

- экипаж ВС должен быть готов к внезапному поражению воздушного судна электрическим разрядом.

Меры предосторожности при возможном поражении ВС электрическим разрядом:

- для предотвращения ослепления разрядом включить освещение пилотской кабины, надеть светозащитные очки, опустить светозащитные козырьки;

- выключить одну из УКВ-радиостанций для уменьшения риска поражения разрядом через ее антенну;

- быть готовым к возникновению нарушения работы силовых установок (помпаж);

- в наборе высоты и на снижении при пересечении слоев облаков с повышенной электрической активностью держать повышенную вертикальную скорость, а при выходе из опасного слоя облачности перед пересечением следующего делать горизонтальную «площадку» в течение 5-10 секунд для стекания зарядов, накопившихся на воздушном судне;

- полет в зоне повышенной электризации выполнять на уменьшенной приборной скорости, т. к. при этом на самолет в единицу времени воздействует меньшее количество электризующих частичек, – но не выходить за пределы ограничений РЛЭ.

Действия экипажа в случае поражения воздушное судно разрядом атмосферного электричества

При поражении воздушного судна разрядом атмосферного электричества экипаж обязан:

- доложить диспетчеру об условиях и обстоятельствах поражения ВС разрядом;

- проконтролировать параметры работы двигателей;

- если в результате разряда двигатель самопроизвольно выключился, а его параметры не вышли за пределы, оговоренные в РЛЭ, – после выхода из опасной зоны запустить двигатель;

- проверить работу электронного и пилотажно-навигационного оборудования;

- осмотреть воздушное судно;

- при обнаружении отказов и неисправностей действовать согласно РЛЭ.