3.2 Предполетная подготовка летного экипажа: общие положения, организация и обязанности членов экипажа в процессе ее проведения
Предполетная подготовка организуется командиром воздушного судна согласно плану полетов в соответствии с требованиями НПП ГА, РПП АК и РЛЭ воздушного судна с учетом конкретной аэронавигационной обстановки и метеорологических условий полета.
Члены экипажа, участвующие в выполнении полет, перед вылетом из аэропорта Украины проходят медицинский осмотр согласно требований на день полетов
Члены экипажа, участвующие в выполнении полёта, перед вылетом из аэропортаУкраины проходят медицинский осмотр согласно требований на день вылета, но не более чем за 2 часа до вылета (см. рис.3.1)
В базовом аэропорту к предполетной подготовке экипаж должен приступить не позднее, чем за I ч до намеченного (планового) времени вылета (началом ее считать время явки экипажа класс предполетной подготовки АК), а в промежуточных аэропортах при кратковременных стоянках - с момента явки экипажа в АДП. Заканчивается предполетная подготовка за 5 мин до отправления воздушного судна и фиксируется запросом разрешения на запуск двигателей.
Рисунок 3.1 - Прохождение медицинского осмотра по требованию
Командиру воздушного судна разрешается при необходимости увеличить время, отводимой экипажу на предполетную подготовку, о чем он докладывает командиру подразделения (диспетчеру). При этом рабочее время экипажа во всех случаях не должно превышать нормативов, установленных Положением о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации.
Предполетная подготовка лётного экипажа включает:
- изучение информации, касающейся данного рейса и оперативных указаний (см. рис. 3.2 );
- ознакомление стехническим статусом воздушного судна с учетом MEL/CDL;
Рисунок 3.2 - Класс подготовки экипажей
- получение метеодокументации и при необходимости консультации синоптика (см. рис. 3.3);
Рисунок 3.3 - Консультация у дежурного синоптика
- изучение NOTAM, ограничений по использованию воздушного пространства;
- анализ взлётно-посадочныххарактеристик воздушного судна для аэродрома взлёта, запасных аэродромов и аэродрома назначения;
- анализ Рабочего плана полета - Operational Flight Plan (OFP);
- корректировку (принеобходимости) потребного запаса топлива на борту воздушного судна;
- подачу флайт-плана (при необходимости);
- получение навигационно-штурманского портфеля, проверку необходимых дляполёта сборников АНИ (см. рис. 3.4 );
Рисунок 3.4 - Получение в БАИ полетной документации
- ознакомление с эксплуатационными минимумами аэродромов и их уточнениепри наличии отложенных дефектов в работе бортовых средств захода напосадку или неисправности аэродромных средств (см. рис. 3.5);
Рисунок 3.5 - Ознакомление с изменениями в схемах заходов на аэродроме посадки
- прохождениемедицинского,таможенного, паспортного икарантинногоконтроля когда это требуется (см. рис. 3.6);
Рисунок 3.6 - Зона досмотра экипажей воздушных судов перед вылетом.
- проведение требуемых брифингов (см. рис. 3.7.);
Рисунок 3.7 - Перед проведение брифинга в экипаже воздушного судна
- определение необходимости противообледенительной обработки воздушного судна;
- предполетную проверку воздушного судна и подготовку рабочих мест членов лётного экипажа в кабине пилотов в соответствии с SOP типа воздушного судна;
- оформление документации, касающейся подготовки и выполнения полёта (см. рис. 3.8).
Рисунок 3.8 - Оформление членами экипажа полетной документации
Полет выполняется только после того как все документы и формы, заполняемыепри проведении предполетных процедур, оформлены,утверждены подписью командира воздушного судна.
Далее командир воздушного судна удостоверяется в том, что:
- в соответствии с записями в ATL, листе отложенных дефектов ВС годно кполету, приборы и бортовое оборудованиеисправны за исключениемнеисправностей и допустимых отклонений конфигурации в соответствии сMEL/CDL и условиями предстоящего полёта;
- воздушное судно будет эксплуатироваться в соответствии с его лётно-эксплуатацион- ной документацией и в ходе полета будут соблюдены эксплуатационныеограничения в соответствии с РПП авиакомпании;
- требования РПП в отношении топлива, кислорода, минимальных высот полёта,минимумов аэродромов(вылета, назначения и запасных) могут быть выдержаны при выполнении полёта;
- на борту воздушного судна находятся документы в соответствии с РПП авиакомпании;
- рабочий планполета скорректирован в соответствии с условиями предстоящегополета,подписанкомандиромвоздушного судна икопияОFP предоставленауполномоченному органом ОВД лицу аэропорта вылета;
- на воздушном судне выполнено предусмотренноелётно-эксплуатационной документацией техническое обслуживание;
- при необходимости выполнена противообледенительнаяобработка воздушного судна в соответствии с требованиями РПП авиакомпании, поверхности воздушного судна свободныот отложений льда, инея и снега;
- масса воздушного судна и расположение его центра тяжести не выходят за установленныеограничения и позволяют безопасно выполнять полет;
- имеющийся на борту груз правильно распределен и надёжно закреплен;
- летно-технические характеристики воздушного судна позволяют безопасно выполнить полет впрогнозируемыхусловиях, а в случае отказа критического двигателя в любойточке взлета, либо прекратить взлет и остановиться в пределах располагаемой дистанции, либо продолжить взлет и пролететь над препятствиями с достаточным запасом высоты дотехпор,пока небудут выполнятьсятребования продолжать полет до запасного аэродромана маршруте, не снижаясь ни в каком месте до высоты ниже минимально разрешенной;
- в расчётах взлётно-посадочных данных учтены все факторы: максимальная взлётная массавоздушного судна, барометрическая высота, соответствующая превышению аэродрома, температура, уклон и состояние ВПП;
- масса воздушного судна к расчетному времени приземления на аэродроме назначения и налюбом запасном аэродроме не превысит ограничение по посадочной массе;
- бортовые аварийно-спасательные средства, средства защиты людей на борту, водные средстваспасания, требуемые для данного полета, соответствуютусловиям, в которых должен выполняться полет;
- наземные средства и обслуживание соответствуют условиям полёта;
- экипаж имел предполетный отдых согласно требованиям РПП авиакомпании.
Если при подготовке к полетуоказалось, что масса воздушного судна превышает допустимую для взлета при фактических условиях на старте, командир воздушного судна имеет право принять решение опереносе времени вылета. Данное решение согласуется с Операционным центром.
Организация предполетной подготовки
Предполётную подготовку в аэропорту вылета организует и проводит командир воздушного суднав соответствии с Технологией работы экипажа, Типовыми временнымитехнологическими графикамипредполётного обслуживания воздушного судна в аэропорту вылета и установленным в авиакомпанией порядком прохождения предполётной подготовки.
Подготовка воздушного судна к вылету
Не ранее чем за 2 часа до времени вылетачлены экипажа должны пройтипредполётныймедицинский осмотр и получить отметку в задании на полет о времени его прохожденияпоследним членом лётного экипажа. Это время являетсяначалом предполётной подготовки.
Лица, включённые в задание на полёт в соответствии с положениями РПП авиакомпании, должны явиться в комнату предполётной подготовки не позднее указанного времени явки летного экипажа и сообщить об этом командиру воздушного судна.
Если член экипажа или лицо, включённое в задание на полёт, не могут прибыть на вылет в установленное время явки, они обязаны сообщить об этом инженеру поназемному сопровождению экипажей.
При вылете из внебазового аэропорта командира воздушного судна должен организовывать выезд экипажа в аэропорт с достаточнымзапасом времени, чтобы обеспечить выполнение всехпредполётных обязанностей. Не допускаетсяявка членов экипажа в аэропорт менее чем за 1 час до установленного времени вылета.
Продолжительность предполётной подготовки экипажа во внебазовых аэропортах должна составлять:
- без смены экипажа и отдыха – не менее 30 минут;
- после отдыха или при смене экипажа – не менее 1 часа.
- Министерство образования и науки украины
- Содержание
- Раздел 1 Эксплуатационные процедуры – требования икао, jar – ops и
- Раздел 2 Эксплуатационные процедуры и требования предъявляемые к
- Раздел 3 Предварительная и предполетная подготовка к полетам экипажа воздушного судна……………………………………………………………………………31
- Раздел 4 Процедуры наземного обслуживания и участие в них экипажа
- Раздел 5 Эксплуатационные процедуры, связанные с перевозками пассажиров,
- Раздел 6 Противообледенительная обработка воздушного судна на земле…….......75
- Раздел 7 Специальные процедуры по принятию решения на вылет...........................95
- Раздел 8 Принятие решения на вылет..............................................................................112
- Термины и определения
- Сокращения
- Введение
- Раздел 1 эксплуатационные процедуры – требования икао,
- 1.1 Применение, общие положения, требования, наименования разделов jar – ops и национальных руководящих документов относительно выполняемых эксплуатационных процедур
- 1.2 Общие требования по сертификации, лицензированию воздушных судов
- 1.3 Общие требования по сертификации, лицензированию членов летного экипажа
- Раздел 2 эксплуатационные процедуры и требования предъявляемые к экипажу воздушного судна
- 2.1 Общие положения и требования предъявляемые к формированию и комплектованию экипажа воздушного судна
- 2.2 Определения относительно экипажа вс. Кабинный экипаж
- 2.3 Допуск летного состава к полетам
- 2.4 Проверка работы летного состава и полеты с проверяющими в составе экипажа
- 2.5 Нормы рабочего времени и отдыха экипажа. Полетное время, служебное полетное время и время отдыха экипажа воздушного судна
- 2.6 Национальные требования относительно норм рабочего и полетного времени, время отдыха экипажа воздушного судна
- Раздел 3 предварительная и предполетная подготовка к полетам экипажа воздушного судна
- 3.1 Предварительная подготовка летных экипажей: цели и задачи подготовки, национальные требования к подготовке и процедуры проведения, сроки и необходимость проведения
- 3.2 Предполетная подготовка летного экипажа: общие положения, организация и обязанности членов экипажа в процессе ее проведения
- 3.3 Обязанности членов экипажа в процессе предполетной подготовки (командира воздушного судна, второго пилота, бортинженера, членов кабинного экипажа)
- О принятии решения на вылет
- Старший бортпроводник, кроме обязанностей для всех бортпроводников, обязан:
- От командира воздушного судна
- Раздел 4 процедуры наземного обслуживания и участие в них членов летного экипажа воздушного судна
- 4.1 Краткая характеристика этапов наземного обслуживания воздушного судна на аэродроме назначения (промежуточном аэропорту)
- 4.2 Наземное обслуживание: процедуры заправки (слива) топливом и меры безопасности, в т.Ч. С пассажирами на борту воздушного судна
- 4.3 Контроль количества топлива на борту воздушного судна
- 4.4 Обеспечение безопасности при наземном обслуживании - требования к техническому обслуживанию воздушного судна
- 1 Температура в салонах
- 2 Размещение пассажиров в самолёте
- 4.5 Процедуры опечатывания кабин при стоянках воздушного судна на земле
- Раздел 5 эксплуатационные процедуры, связанные с перевозками пассажиров, груза и почты
- 5.1 Общие положения и процедуры обеспечения безопасности воздушного судна, пассажиров и грузов при наземном обслуживании и перевозке
- 5.2.1 Перевозочная документация, в том числе и та, что остается на земле
- 1 Генеральная декларация (General Declaration)
- 2 Пассажирская ведомость (Passenger Manifest)
- 3 Грузовой манифест(Сargo Manifest)
- 4 Сводная загрузочная ведомость (Loadsheet)
- 5 Телеграмма о загрузке рейса(Load Message - ldm)
- 6 Багажная ведомость
- 7 Багажные бирки (Baggage Tag)
- 5.2.2 Инструктаж пассажиров и правила поведения пассажиров
- О запрете курения на борту воздушного судна
- 5.2.3 Запрещенные перевозки
- К недопустимым действиям, создающим угрозу безопасности полета, относятся:
- 5.2.4 Перевозка оружия и боеприпасов
- 5.2.5 Перевозка лиц с ограниченными возможностями. Перевозка пассажиров с ограниченной дееспособностью
- 5.2.6 Перевозка беременных, женщин после родов и новорожденных
- 5.2.7 Перевозка детей
- 5.2.8 Перевозка депортируемых и конвоируемых лиц лица, находящиеся под стражей
- Раздел 6 противообледенительная обработка воздушного судна на земле
- I Поверхность самолёта свободна от каких либо ледяных отложений
- IiПоверхность самолета покрыта каким-либо видом ледяных отложений
- IiiПоверхность самолета обледенела
- 6.2 Обязанности и ответственность должностных лиц наземного персонала и экипажа
- 1 Ограничение по жидкостям
- 2 Ограничения по применению
- 1 Проверка после проведения удаления обледенения и антиобледенительной защиты
- 2 Осмотр воздушного судна перед взлетом
- Раздел 7 специальные процедуры по принятию решения на вылет
- 7.1 Оценка возможности использования аэродрома
- Экипажем воздушного судна
- 7.2 Определение категории аэродромов по организации аварийно - спасательного оборудования и пожарной защиты (erff)
- 7.3 Расчет потребного на полет количества топлива и масел
- 7.3.1 Требования к количеству топлива для полёта
- 7.3.2 Порядок расчёта потребного на полёт количества топлива
- 7.3.3 Учёт низкой температуры топлива (Fuel Freeze Temperature)
- 7.3.4 Танкерное топливо
- 7.3.5 Потребное на полёт количество масла
- 7.4 Методы определения эксплуатационных метеоминимумов аэродромов
- I Выбор и применение метеорологического минимума для взлёта и посадки воздушного судна при выполнении полётов
- II Описание метеорологической информации, предоставляемой летному экипажу
- 1 Прогноз для посадки - landing forecast
- 2 Прогноз для взлета - forecast for take-off
- 3 «Снежный» notam - snowtam
- 7.5 Масса и центровка воздушного судна: контроль со стороны экипажа за соответствием весов и центровок , указанных в сзв и цг, фактическим данным загрузки
- Раздел 8 принятие решения на вылет
- 8.1 Задание на полет и рабочий план полета (Operational Flight Plan – ofp)
- 1 Подготовка и использование рабочего плана полёта
- 8.2 Составление и подача планов полета органу овд
- 8.3 Принятие решения на вылет командиром воздушного судна
- 8.4 Перечень документов и формуляров на борту воздушного судна
- 8.5 Бортовой журнал технического состояния воздушного судна
- 1 Раздел «Топливо», указывая в нем:
- 2 Раздел «Маслосистема», указывая в нем:
- Список рекомендованных источников информации
- Министерство образования и науки украины
- Содержание
- Раздел 1 Полетные процедуры……………………………………………………………10
- Раздел 2 Выполнение полетных процедур……………………………………………….21
- Раздел 3 Всепогодные полеты………………………………………………………………64
- Раздел 4 Применение перечней минимального исправного оборудования
- Раздел 5 Требования по использованию и применению кислорода в полете
- Термины и определения
- Сокращения
- Введение
- Раздел 1 полетные процедуры
- 1.1 Политика авиакомпании в области полетных процедур – язык общения
- 1.2 Технология работы летного экипажа (sop)
- 1.3 Правила «стерильной кабины»
- 1.4 Применение автоматических систем управления воздушного судна
- 1 Пилот, осуществляющий активное управление воздушного судна (pf):
- 2 Пилот, осуществляющий контролирующее управление воздушного судна (pm):
- 1.5 Ведение радиосвязи и анализ воздушной обстановки
- 1.6 Карты проверок
- 1.7 Визуальные сигналы
- 1. Боковой сопровождающий/направляющий
- 6.Остановка воздушного судна
- 7. Торможение
- 8. Установка/уборка колодок
- 1. Команда «Эвакуация»
- II Сигналы, подаваемые при отсутствии технических средств двусторонней связи
- Раздел 2 выполнение полетных процедур
- 2.1 Предполетный внешний осмотр воздушного судна и предполетные брифинги
- 2.1.1 Предполетный внешний осмотр воздушного судна
- 2.1.2 Предполетный технический брифинг для летного экипажа
- 2.1.3 Технический брифинг для кабинного экипажа
- 2.1.4 Предполетный брифинг кабинного экипажа
- С кабинным экипажем
- 2.1.5 Предполетный брифинг летного экипажа
- Командир воздушного судна
- 2.1.6 Предполетный брифинг для специалиста – наблюдателя (обзервера)
- 2.2 Буксировка. Запуск двигателей. Руление.
- 2.2.1 Буксировка
- 1 Перед буксировкой вс:
- 2 Буксировка закончена:
- Команды, подаваемые при буксировке воздушного судна, и доклады об их выполнении
- 2.2.2 Запуск двигателей
- 1. Перед запуском двигателя:
- 2. Запуск двигателей.
- 3. После запуска двигателей:
- 2.2.3 Руление
- Системы торможения при выруливании
- Плохой осмотрительность экипажа
- 2.3.1 Взлет
- 2.3.2 Набор высоты
- 2.3.3 Крейсерский полет (полет по маршруту)
- 2.3.4 Снижение, предпосадочный брифинг
- 2.3.5 Полёт в зоне ожидания
- 2.3.6 Заход на посадку, посадка, уход на запасной аэродром, руление после посадки и заруливание на стоянку воздушного судна
- 2При заходе на посадку в условиях не ниже категории I icao:
- 3 При заходе на посадку по категории II icao или по категории III-а icao:
- Указания о разрешении (запрещении) снижения и посадки подтверждаются обязательно.
- 2.3.7 Уход на второй круг
- На впп без разрешения диспетчера
- Взаимодействие экипажа и органа овд при заходе на посадку маневром Circle- to-land.
- 2.3.8 Посадка
- 2.3.9 Уход на запасной аэродром
- 2.3.10 Руление после посадки и заруливание на стоянку воздушного судна
- 2.4 Разбор полетов: общие положения и послеполетный разбор в экипаже.
- Раздел 3 всепогодные полеты
- 3.1 Общие положения и процедуры при подготовке и выполнении полетов по пвп
- 1 Полет по пвп на истинных высотах менее 300 м выполняется:
- 2 Полет по пвп на истинных высотах 300 м и выше выполняется:
- 3 Полет по пвп может осуществляться над облаками, если:
- 3.3 Эксплуатационные ограничения. Квалификационные требования к членам экипажа воздушного судна
- 1 Наличие допуска аэродрома к всепогодными полетами
- 2 Наличие заявленных эксплуатационных процедур
- 3 Эксплуатационные правила в отношении rvr
- 4 Требования к взаимодействию с органом овд
- 5 Требования к оборудованию воздушного судна
- Раздел 4 применение перечней минимального исправного оборудования (mel/cdl)
- 4.1 Общие положения. Порядок применения меl по этапам полета
- 1 Во время предполётной подготовки на борту воздушного судна
- 2 При буксировке и рулении до исполнительного старта
- 4 При заруливании (буксировке) после посадки
- Раздел 5 требования по использованию и применения кислорода в полете
- 5.1 Основные требования по применению кислорода на воздушных судах га
- 5.2 Использование кислорода для дыхания членами экипажа
- 5.3 Использование кислорода для кабинного экипажа
- 5.4 Использование кислорода для пассажиров
- В случае разгерметизации воздушного судна
- Список рекомендованных источников информации:
- Министерство образования и науки Украины
- Содержание
- Раздел 1 Полеты в особых условиях и процедуры подготовки к ним…………………...10
- Раздел 2 Особые случаи в полете. Полеты в непредвиденных обстоятельствах и
- Раздел 3 Обеспечение экипажем воздушного судна мероприятий по авиационной безопасности в период подготовки и выполнения полетов……………………………....90
- Термины и определения
- Сокращения
- Введение
- Раздел 1 полеты в особых условиях и процедуры подготовки к ним
- 1.2 Опасность обледенения. Обледенение воздушного судна на земле и в воздухе. Распознавание обледенения и процедуры, которые необходимо выполнить экипажу воздушного судна для борьбы с ним
- 1.2.1 Опасность обледенения
- 1.2.2 Обледенение воздушного судна на земле и в воздухе
- (Качество и коэффициент подъемной силы).
- 1 Одноступенчатая противообледенительная процедура
- 2 Двухступенчатая противообледенительная процедура.
- Перед вылетом в условиях наземного обледенения
- Невыполнения противообледенительной обработки
- 1.3 Полет в условиях грозовой деятельности. Обход грозовых облаков
- Мощно-кучевых облаков
- 1.4.1 Сдвиг ветра, микропорывы. Опасность влияния сдвига ветра на воздушное судно на различных этапах полета. Действия экипажа в случае попадания в условия сдвига ветра
- На посадку воздушного судна
- 1.4.2 Спутная турбулентность
- 1.5 Полеты в малоориентирной местности и пустынях
- 1.6 Полеты над водной поверхностью
- 1.7 Полеты в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли
- 1.8 Полеты в сложной орнитологической обстановке
- 1.9 Полеты в условиях пыльной бури
- 1.10 Полеты в условиях повышенной электрической активности атмосферы
- 1.11 Особенности полета в горной местности
- При подготовке к полетам членами летного экипажа
- Раздел 2 особые случаи в полете. Полеты в непредвиденных обстоятельствах и действия экипажа воздушного судна
- 2.1 Общие положения
- 2.2 Действия экипажа при отказе двигателя (ей) на различных этапах полета
- 2.3 Пожар на воздушном судне
- 2.4 Разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Отказ основных систем воздушного судна
- Передней стойкой шасси
- Гидравлической системы и не выхода всех стоек шасси
- 2.6 Потеря устойчивости и управляемости воздушного судна
- 2.7 Потеря ориентировки
- 2.8 Отказ радиосвязи
- 2.9 Утрата работоспособности членов летного экипажа и ухудшение здоровья пассажиров
- 2.9.1 Неспособность членов летного экипажа выполнять свои обязанности
- 2.9.2. Потеря работоспособности командира воздушного судна
- Выполняет посадку находясь на своем кресле
- 2.9.3 Действия экипажа при внезапном ухудшении состояния здоровья пассажира на борту воздушного судна, требующем медицинской помощи, которая не может быть оказана на борту
- 2.10 Вынужденная посадка вне аэродрома на сушу и воду
- При аварийной посадке на воду при наличии времени
- 2.11 Взаимодействие членов летного и кабинного экипажа при выполнении аварийных процедур
- I Задымление в салоне:
- II Подготовленная аварийная посадка на сушу:
- III Подготовленная аварийная посадка на воду:
- 2. 12 Полеты при непредвиденных обстоятельствах и нештатных ситуациях
- 2. 13 Действия экипажа терпящего бедствие
- 1 В первую очередь передается сигнал бедствия следующим образом:
- 3 Если опасность миновала, сообщение передается следующим образом:
- Раздел 3 обеспечение экипажем воздушного судна мероприятий по авиационной безопасности в период подготовки и выполнения полетов
- 3.1 Общие положения. Полномочия командира воздушного судна и членов экипажа
- 3.2 Расположение членов экипажа. Использование ремней безопасности экипажем и пассажирами. Допуск в кабину экипажа. Использование свободных мест экипажа.
- 3.2.1 Расположение членов экипажа
- Пилотирующим пилотом при замене членов экипажа в кабине воздушного судна
- Категорически запрещен
- 3.2.2 Использование ремней безопасности экипажем и пассажирами
- 3.2.3 Допуск в кабину летного экипажа
- 3.2.4 Использование свободных мест экипажа
- 3.3 Стандарты обеспечения безопасности пассажирской кабины
- 3.4 Политика авиакомпании относительно недисциплинированных пассажиров.
- 3.5 Мероприятия по безопасности на земле и в полете
- 3.6 Действия членов экипажа при возникновения чрезвычайных ситуаций на воздушном судне
- С борта воздушного судна
- 3.7 Действия членов экипажа в случае угрозы взрыва на воздушном судне
- По занятию изолированной стоянки
- Досмотр воздушного судна
- Список рекомендованных источников информации