logo
приборы + электрообор / 0

1.3 Полет в условиях грозовой деятельности. Обход грозовых облаков

Гроза - атмосферное явление, связанное с образованием кучево-дождевых облаков и электрических разрядов (молний), сопровождающихся сильным громом и выпадением обильных - ливневых осадков. Сравнительно редко гроза не сопровождаются выпадением осадков («сухие» грозы).

Важнейшее условие для образования грозы - наличие влажного и теплого неустойчивого воздуха, при быстром подъеме которого вверх могла бы образоваться мощная по высоте облачность. Грозы образуются при неравномерном нагревании приземного слоя воздуха от подстилающей поверхности (внутри-массовые тепловые грозы), при подъеме и вытеснении вверх теплого воздуха холодным воздухом на атмосферном фронте (фронтальные грозы), при подъеме воздуха и вытеснении вверх теплого воздуха холодным воздухом на атмосферном фронте (фронтальные грозы), при подъеме воздуха вдоль горных склонов (орографические грозы). Примерно половина всех гроз продолжается не более 1 часа, а четвертая часть не больше 2 часов.

Полеты в зоне грозовой деятельности опасны как для самолетов, так и для экипажей. В грозовых облаках наблюдаются мощные восходящие и нисходящие потоки до 20-30 м/сек и более, интенсивное обледенение (выше изотермы 0°), разряды молнии, град, сильные ливневые дожди, плохая видимость. При полете в зоне грозы часто отказывают многие аэронавигационные приборы и нарушается радиосвязь. Во время грозы необходимо тщательно изучать метеообстановку как перед полетом, так и в период проведения полетов, организовать воздушную разведку погоды, использовать наземные и самолетные радиолокационные установки для обнаружения очагов грозы и своевременного их обхода

Страшнее грозы для воздушного судна ничего нет. Гроза легко может разрушить самолет. Даже не ударом молнии страшна гроза (такие случаи бывают редко и, как правило, не приводят к катастрофическим последствиям), а именно страшной, несовместимой с ограничениями по прочности ВС, болтанкой (см. рис. 1.7).

Рисунок 1.7 - Полет воздушного судна в зоне грозовой деятельности

В верхней части грозового облака, вертикальные потоки достигают 30 м/сек; самолет, летящий со скоростью 250 м/сек, напоровшись на такой порыв, испытывает разрушающую перегрузку.

При принятии решения на вылет с пересечением зоны грозовой деятельности и сильных ливневых осадков командир воздушного судна обязан учитывать:

- характер гроз (внутримассовые, фронтальные);

- расположение и перемещение грозовых (ливневых) очагов, возможные маршруты их обхода;

- необходимость дополнительной заправки топливом.

Всем членам экипажа надо хорошо знать метеорологические признаки ухудшения и улучше- ния погоды в различных климатических зонах.

Признаки ухудшения погоды:

- падение давления; чем быстрее падает давление, тем скорее изменится погода;

- ветер усиливается, суточные колебания его почти исчезают, направление ветра меняется;

- облачность увеличивается, причем часто замечается следующий порядок появления облаков: появляются перистые, затем перисто-слоистые (движение их настолько быстрое, что заметно на глаз), перисто-слоистые сменяются высокослоистыми, а последние - слоисто-дождевыми;

- кучевые облака к вечеру не рассеиваются и не исчезают, и количество их даже увеличивается. Если они принимают форму башен, то следует ожидать грозы;

- температура летом - отмечается заметное уменьшение ее суточного хода;

- вокруг Луны и Солнца появляются цветные круги и венцы.

Признаки улучшения погоды:

- давление повышается;

- облачность становится меняющейся, появляются просветы, хотя временами все небо еще может покрываться низкими дождевыми облаками;

- дождь выпадает временами и бывают довольно сильными, но не отмечается беспрерывного выпадения их;

- температура летом повышается (после предварительного понижения).

При наличии и прогнозировании фронтальных гроз по маршруту полета, проходящему в горной местности, командиру воздушного судна принимать решение на вылет по ПВП и ОПВП ниже нижнего эшелона запрещается.

Полеты по ППП в зоне грозовой деятельности без бортовых РТС обнаружения грозовых очагов при отсутствии наземного радиолокационного контроля запрещаются.

При наличии в районе аэродрома вылета мощно-кучевой и кучево-дождевой облачности экипаж обязан с помощью бортовой РЛС осмотреть зону взлета и выхода из района аэродрома, оценить возможность взлета и определить порядок обхода мощно-кучевой, кучево-дождевой облачности и зон сильных ливневых осадков.

При подходе воздушного судна к зоне грозовой деятельности (сильных ливневых осадков) командир обязан оценить возможность продолжения полета, принять решение на обход зоны, согласовав свои действия с органом УВД.

При визуальном обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков, примыкающих к грозовым очагам, разрешается обходить их на удалении не менее 10 км. При невозможности обхода указанных облаков на заданной высоте разрешается визуальный полет под облаками или выше их.

При подходе к зоне возможной болтанки экипаж обязан:

- находиться на своем рабочем месте, всем членам экипажа пристегнуть (дополнительно) плечевые ремни и действовать согласно РЛЭ;

- дать команду пассажирам пристегнуться ремнями (см. рис. 1.8);

- прекратить хождение по салону ВС пассажиров;

- включить табло «Пристегнуть привязные ремни»;

- прекратить прием пищи пассажирами и членами экипажа ВС;

- выключить автопилот, если он был включен;

- установить скорость полета по прибору (км/ч) рекомендованную РЛЭ ;

- вход в облака производить на установившемся режиме.

Рисунок 1.8 - Последствия попадания воздушного судна в зону сильной болтанки

Примечание.Полет в условиях слабой и умеренной болтанки рекомендуется в режиме автопилота, а в условиях сильной болтанки рекомендован переход на ручной режим управления ВС, при этом необходимо помнить, что не следует реагировать рулями на каждое движение самолета.

При полетах в условиях турбулентности (болтанки) летчику рекомендуется:

- перед входом в данные условия или внезапном попадании экипаж и пассажиры должны быть пристегнуты привязными ремнями;

- при попадание в зону сильной болтанки принять меры по выходу из нее с докладом ОВД, а при невозможности -произвести посадку на запасном аэродроме;

- при полетах по ПВП в горной местности на высотах менее 900 м с разрешения органа ОВД КВС вывести ВС с набором высоты из опасной зоны;

- вертикальные вихри, не связанные с облаками и обнаруживаемые визуально, экипаж обязан обходить визуально стороной;

- при попадании ВС в зону сильной болтанки, угрожающей безопасностиполета,КВС имеет право изменить высоту (эшелон) полета, действуя в соответствии с НПП ГА (РЭ а/к);

- вертикальные вихри (смерчи), обнаруживаемые визуально, необходимо обходитьна безопасном удалении, исключающемпопадание воздушногосудна в них. Проходить над вертикальными вихрями (смерчами) запрещается

Полет под облаками разрешается только днем, вне зоны ливневых осадков, если:

- высота полета ВС над рельефом местности и искусственными препятствиями не менее истинной безопасной высоты, но во всех случаях не менее 200 м в равнинной и холмистой местности и не менее 600 м в горной местности;

- вертикальное расстояние от ВС до нижней границы облаков не менее 200 м.

Полет над верхней границей мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков разрешается выполнять с превышением над ними не менее 500 м (см. рис. 1.9).

Рисунок 1.9 - Принятие решения на полет над верхней границе