logo
приборы + электрообор / 0

Раздел 6 противообледенительная обработка воздушного судна на земле

    1. Процедуры, применяемые в условиях наземного обледенения

Иней, лед, и/или снег, отложившиеся на аэродинамическихповерхностях, воздухозаборниках двигателей, органах управления и приемниках давления даже внебольших количествах могут оказать значительное воздействие на выполнениеполета.

Примечание. Отложения льда, ледяногоналета или снега на передней кромке и верхней поверхностикрыла толщиной и шероховатостью, напоминающими грубую наждачную бумагу, могут уменьшитьподъемную силу крыла на 30% и увеличить лобовое сопротивление на 40%.

Процедуры, применяемые в гражданской авиации в условиях обледенения:

- процедура борьбы с обледенением (de-icing), то есть удаление снега, льда, инея и так далее;

- процедура защиты от обледенения (anti-icing).

Поэтому, обледенение воздушного судна в любой форме представляет серьезную угрозу безопасности полета из-за ухудшения эксплуатационных характеристик:

1Ухудшение аэродинамическая характеристик:

- уменьшение подъемной силы - отложения нарушают характер обтекания, втом числе механизациипередней кромки. Самолет может не оторватьсяотВПП на нормальном угле тангажа. Зазоры в механизациипередней кромкимогут быть заблокированы, что снижает подъемную силу крыла;

- увеличениелобового сопротивления и массы - самолет может не достигнуть расчетной скорости отрыва на расчетной дистанции;

- повышениеVcв –тряскаможетнаступить до срабатывания систем предупреждения оприближении к срыву.

- ухудшение управляемости - изменяются аэродинамические характеристики и, следовательно, эффективность поверхностей управления.

2Уменьшение тяги двигателя, вызванной:

- обледенением воздухозаборников и направляющих лопаток компрессора, поврежде- нием льдом, отделяющимся от других частей самолета.

- нарушение нормальнойработы приемников динамического и статического давле- ния или датчиков угла, приводящие к:

а) неверной установке тяги двигателей (неверные измерение EPR);

б) искажение вводимой в системыпилотажных приборовинформации об абсолют- ной высоте, воздушной скорости;

в) ошибочное предупреждение о приближении к режиму сваливания, вызванное отложениями льда на датчиках углов атаки.

3 Ухудшение управляемости:

- вследствие ограничения движения вплоть до заклинивания рулевых поверхностей.

Все воздушные суда авиакомпаний Украины сертифицированыдля полетов в условиях обледенения. Однако, иней,ледяной налет и снег, образовавшиеся на поверхностях воздушного судна на земле, совершенно иначе влияют налетно-технические характеристики самолета, чемобледенение,образовавшееся в полете.

В связи с этим принятая практика заключается впротивообледенительной защите самолета до взлета, а также, при необходимости, внесении соответствующих коррекций в расчеты летно-технических характеристик.

Во избежание вышеописанных последствий наземного обледенения большинство авиакомпаний Украины эксплуатируют воздушного судна в соответствии с «концепцией чистого воздушного судна », что подразумевает:

- крыло, поверхности управления, воздухозаборники,приемники давления, датчики углов атаки и другие критические поверхности самолета должны быть свободными отинея, льда и снега до начала взлета;

- не делается расчета на то, что обледенение будет удалено набегающим потоком на взлете;

- допускается наличие слоя инея толщиной не более 1/8 дюйма (3 мм) на нижнейповерхностикрыла в районе топливных баков, вызванное так называемым«топливным обледенением»;

- допускается наличие тонкого слоя инея на поверхности фюзеляжа, сквозькоторый легко читаются надписи.

Процедуры реализации «концепции чистого воздушного судна»

Запрещается начинать полет, еслиприсутствует иней,мокрый снегилилед наповерх- ностях крыльев, фюзеляжа,органовуправления,оперения, воздушных винтов,лобового стекла, силовойустановкиили на приемниках воздушного давления барометрическихприборов , еслииное непредусмотрено требованиями соответ ствующейглавы РПП.

Запрещается выполнять полет на воздушных судах с неисправнойпротивообледе- нительной системой при наличии на маршруте полета фактическогоили прогнозируемого обледенения.

Обязательно выполняемые процедуры, в условиях наземного обледенения.

В условиях наземного обледенения в зависимости от погодных условий:

  1. Определяется необходимость применения процедур De-Icing, Anti-Icing илиDe/Anti-Icing.

  2. Проводится соответствующий контроль состояния поверхностейвоздушного судна в соответствии собязанностями всех участвующих должностных лиц.

  3. Определяется тип и концентрация ПОЖ.

  4. Определяется способ обработки.

  5. При необходимости корректируется время взлета.

  6. Ставится в известность ATC с целью обеспечения минимального времени отмомента обработки до взлета.

Данные технологии определяют методы противообледенительной обработки и защиты самолёта на земле, производимые посредством обработки воздушного судна спецжидкостями для получения аэродинамически чистого самолёта.

Следует различать три возможные ситуации: