2.10 Вынужденная посадка вне аэродрома на сушу и воду
В случае, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности пассажиров и экипажа, командир воздушного судна имеет право принять решение о выполнении вынужденной посадки вне аэродрома.
Посадка ВС вне аэродрома приводит к деформации и разрушению ВС, и как следствие, его возгорание.
Обычно, последствия самые тяжелые, но необходимо помнить, что у экипажа не остается шансов спасти жизнь пассажиров, и свою в том числе, если не выполнить ее.
В случае вынужденной посадки основными факторами благополучного исхода являются состояние площадки, где будет выполнена посадка и профессионализм экипажа.
Обеспечение безопасности пассажиров при выполнении вынужденной посадки вне аэродрома требует от всех членов экипажа максимальной собранности, грамотных действий, дисциплины и высокого летного мастерства. Если экипаж будет четко выполнять действия предписанные в РЛЭ, значит спасение и безопасная эвакуация пассажиров после посадки будет гарантирована.
На различных ВС аварийная посадка производится (рекомендуется) в зависимости от конструктивных особенностей самого ВС.
Это происходит или с выпущенным шасси или, наоборот, с убранным. Многое зависит еще от состояния посадочной площадки.
Вынужденная посадка вне аэродрома может выполняться на сушу и на воду.
Приняв такое решение, он обязан сообщать (по возможности) диспетчеру о месте и времени предполагаемой посадки и включить сигнал бедствия .
Вынужденная посадка вне аэродрома выполняется в соответствии с требованиями РЛЭ или эквивалентного ему документа (см.рис. 2.12).
Рисунок 2.12 - Использование аварийных выходов при эвакуации пассажиров
О предстоящей вынужденной посадке вне аэродрома командир воздушного судна предупреждает всех членов экипажа и информирует пассажиров.
Второй пилот (штурман) обязан сообщить всем членам экипажа местонахождение воздушного судна, направление ветра, направление и расстояние до ближайшего аэродрома или населенного пункта, а над водной поверхностью – направление и расстояние до берега.
Если время и условия полета позволяют, то экипажу необходимо:
- включить сигнал бедствия;
- включить табло «Пристегнуть ремни» и «Аварийные выходы»;
- оказать помощь пассажирам при подготовке к вынужденной посадке, предложить им:
пристегнуться привязными ремнями;
освободиться от острых предметов (очков, авторучек, ножей и др.);
снять обувь на высоком каблуке;
в момент посадки принять рекомендуемую позу (голову положить на руки, руками накрест обхватить колени);
мягкие вещи положить на колени для защиты головы.
- ознакомить пассажиров с расположением аварийных выходов, порядком их открывания и правилам покидания ВС (см. рис. 2.13);
Рисунок 2.13 - Аварийный выход в салоне воздушного судна
- на определенной РЛЭ высоте (1400-1500 м) выключить систему кондиционирования и разгерметизировать кабину;
- производить посадку с выпущенной в посадочное положение механизацией.
При посадке на сушу:
- выключить в начале выравнивания двигатели, закрыть пожарные краны и выключить аккумуляторы;
После посадки и остановки ВС полностью открыть все двери и аварийные выходы и организовать быструю эвакуацию пассажиров из ВС.
Если в результате повреждения ВС при посадке нельзя воспользоваться аварийными выходами, экипаж должен использовать любые средства для вывода пассажиров из ВС (в том числе прорубание обшивки фюзеляжа, для чего на борту ВС должен находиться топор).
При возникновении пожара на посадке необходимо принять все меры по эвакуации из ВС пассажиров и членов экипажа. В первую очередь эвакуируют женщин и детей, пожилых людей, инвалидов и раненых.
Если вынужденная посадка произошла в малонаселенной местности, то экипажу необходимо помнить, что на поиск ВС силами поиска и спасения будет потрачено несколько часов или дней, в зависимости от удаления от ближайшего аэродрома. Поэтому выживание, какое-то время, весьма актуальный вопрос в этой ситуации. В связи с этим экипаж обязан оказать необходимую помощь пассажирам и забрать с борта ВС средства сигнализации, аварийную радиостанцию и все то, что определено положением НПП, а также оставшиеся продукты и питьевую воду, верхнюю одежду, подушки кресел, топор, медицинские аптечки, фонарики и т.д.
После посадки вне аэродрома командир воздушного судна и другие члены экипажа обязаны оказать необходимую помощь пассажирам и, пользуясь средствами связи, сообщить на ближайший аэродром или местным органам власти о времени, месте вынужденной посадки, состоянии экипажа, пассажиров, воздушного судна и о необходимой помощи.
При посадке на воду:
Выполнение вынужденной посадки на воду имеет некоторые особенности и дополнения ко всем тем действиям, что описаны выше, а именно :
- при наличии времени повторно провести инструктаж пассажиров по действиям при посадке и аварийной эвакуации после остановки ВС на воде, применения индивидуальных и групповых спасательных средств (cм. рис. 2.14);
- при наличии ветра 9до 12-15 м/с) посадку производить в направлении, параллельным гребню волны, при этом направление ветра можно не учитывать. При более сильном ветре, а также при волне без наката садиться на воду следует против ветра и, по возможности, на нисходящий склон волны;
Рисунок 2.14 - Повторный инструктаж по применению спасательного жилета
- Министерство образования и науки украины
- Содержание
- Раздел 1 Эксплуатационные процедуры – требования икао, jar – ops и
- Раздел 2 Эксплуатационные процедуры и требования предъявляемые к
- Раздел 3 Предварительная и предполетная подготовка к полетам экипажа воздушного судна……………………………………………………………………………31
- Раздел 4 Процедуры наземного обслуживания и участие в них экипажа
- Раздел 5 Эксплуатационные процедуры, связанные с перевозками пассажиров,
- Раздел 6 Противообледенительная обработка воздушного судна на земле…….......75
- Раздел 7 Специальные процедуры по принятию решения на вылет...........................95
- Раздел 8 Принятие решения на вылет..............................................................................112
- Термины и определения
- Сокращения
- Введение
- Раздел 1 эксплуатационные процедуры – требования икао,
- 1.1 Применение, общие положения, требования, наименования разделов jar – ops и национальных руководящих документов относительно выполняемых эксплуатационных процедур
- 1.2 Общие требования по сертификации, лицензированию воздушных судов
- 1.3 Общие требования по сертификации, лицензированию членов летного экипажа
- Раздел 2 эксплуатационные процедуры и требования предъявляемые к экипажу воздушного судна
- 2.1 Общие положения и требования предъявляемые к формированию и комплектованию экипажа воздушного судна
- 2.2 Определения относительно экипажа вс. Кабинный экипаж
- 2.3 Допуск летного состава к полетам
- 2.4 Проверка работы летного состава и полеты с проверяющими в составе экипажа
- 2.5 Нормы рабочего времени и отдыха экипажа. Полетное время, служебное полетное время и время отдыха экипажа воздушного судна
- 2.6 Национальные требования относительно норм рабочего и полетного времени, время отдыха экипажа воздушного судна
- Раздел 3 предварительная и предполетная подготовка к полетам экипажа воздушного судна
- 3.1 Предварительная подготовка летных экипажей: цели и задачи подготовки, национальные требования к подготовке и процедуры проведения, сроки и необходимость проведения
- 3.2 Предполетная подготовка летного экипажа: общие положения, организация и обязанности членов экипажа в процессе ее проведения
- 3.3 Обязанности членов экипажа в процессе предполетной подготовки (командира воздушного судна, второго пилота, бортинженера, членов кабинного экипажа)
- О принятии решения на вылет
- Старший бортпроводник, кроме обязанностей для всех бортпроводников, обязан:
- От командира воздушного судна
- Раздел 4 процедуры наземного обслуживания и участие в них членов летного экипажа воздушного судна
- 4.1 Краткая характеристика этапов наземного обслуживания воздушного судна на аэродроме назначения (промежуточном аэропорту)
- 4.2 Наземное обслуживание: процедуры заправки (слива) топливом и меры безопасности, в т.Ч. С пассажирами на борту воздушного судна
- 4.3 Контроль количества топлива на борту воздушного судна
- 4.4 Обеспечение безопасности при наземном обслуживании - требования к техническому обслуживанию воздушного судна
- 1 Температура в салонах
- 2 Размещение пассажиров в самолёте
- 4.5 Процедуры опечатывания кабин при стоянках воздушного судна на земле
- Раздел 5 эксплуатационные процедуры, связанные с перевозками пассажиров, груза и почты
- 5.1 Общие положения и процедуры обеспечения безопасности воздушного судна, пассажиров и грузов при наземном обслуживании и перевозке
- 5.2.1 Перевозочная документация, в том числе и та, что остается на земле
- 1 Генеральная декларация (General Declaration)
- 2 Пассажирская ведомость (Passenger Manifest)
- 3 Грузовой манифест(Сargo Manifest)
- 4 Сводная загрузочная ведомость (Loadsheet)
- 5 Телеграмма о загрузке рейса(Load Message - ldm)
- 6 Багажная ведомость
- 7 Багажные бирки (Baggage Tag)
- 5.2.2 Инструктаж пассажиров и правила поведения пассажиров
- О запрете курения на борту воздушного судна
- 5.2.3 Запрещенные перевозки
- К недопустимым действиям, создающим угрозу безопасности полета, относятся:
- 5.2.4 Перевозка оружия и боеприпасов
- 5.2.5 Перевозка лиц с ограниченными возможностями. Перевозка пассажиров с ограниченной дееспособностью
- 5.2.6 Перевозка беременных, женщин после родов и новорожденных
- 5.2.7 Перевозка детей
- 5.2.8 Перевозка депортируемых и конвоируемых лиц лица, находящиеся под стражей
- Раздел 6 противообледенительная обработка воздушного судна на земле
- I Поверхность самолёта свободна от каких либо ледяных отложений
- IiПоверхность самолета покрыта каким-либо видом ледяных отложений
- IiiПоверхность самолета обледенела
- 6.2 Обязанности и ответственность должностных лиц наземного персонала и экипажа
- 1 Ограничение по жидкостям
- 2 Ограничения по применению
- 1 Проверка после проведения удаления обледенения и антиобледенительной защиты
- 2 Осмотр воздушного судна перед взлетом
- Раздел 7 специальные процедуры по принятию решения на вылет
- 7.1 Оценка возможности использования аэродрома
- Экипажем воздушного судна
- 7.2 Определение категории аэродромов по организации аварийно - спасательного оборудования и пожарной защиты (erff)
- 7.3 Расчет потребного на полет количества топлива и масел
- 7.3.1 Требования к количеству топлива для полёта
- 7.3.2 Порядок расчёта потребного на полёт количества топлива
- 7.3.3 Учёт низкой температуры топлива (Fuel Freeze Temperature)
- 7.3.4 Танкерное топливо
- 7.3.5 Потребное на полёт количество масла
- 7.4 Методы определения эксплуатационных метеоминимумов аэродромов
- I Выбор и применение метеорологического минимума для взлёта и посадки воздушного судна при выполнении полётов
- II Описание метеорологической информации, предоставляемой летному экипажу
- 1 Прогноз для посадки - landing forecast
- 2 Прогноз для взлета - forecast for take-off
- 3 «Снежный» notam - snowtam
- 7.5 Масса и центровка воздушного судна: контроль со стороны экипажа за соответствием весов и центровок , указанных в сзв и цг, фактическим данным загрузки
- Раздел 8 принятие решения на вылет
- 8.1 Задание на полет и рабочий план полета (Operational Flight Plan – ofp)
- 1 Подготовка и использование рабочего плана полёта
- 8.2 Составление и подача планов полета органу овд
- 8.3 Принятие решения на вылет командиром воздушного судна
- 8.4 Перечень документов и формуляров на борту воздушного судна
- 8.5 Бортовой журнал технического состояния воздушного судна
- 1 Раздел «Топливо», указывая в нем:
- 2 Раздел «Маслосистема», указывая в нем:
- Список рекомендованных источников информации
- Министерство образования и науки украины
- Содержание
- Раздел 1 Полетные процедуры……………………………………………………………10
- Раздел 2 Выполнение полетных процедур……………………………………………….21
- Раздел 3 Всепогодные полеты………………………………………………………………64
- Раздел 4 Применение перечней минимального исправного оборудования
- Раздел 5 Требования по использованию и применению кислорода в полете
- Термины и определения
- Сокращения
- Введение
- Раздел 1 полетные процедуры
- 1.1 Политика авиакомпании в области полетных процедур – язык общения
- 1.2 Технология работы летного экипажа (sop)
- 1.3 Правила «стерильной кабины»
- 1.4 Применение автоматических систем управления воздушного судна
- 1 Пилот, осуществляющий активное управление воздушного судна (pf):
- 2 Пилот, осуществляющий контролирующее управление воздушного судна (pm):
- 1.5 Ведение радиосвязи и анализ воздушной обстановки
- 1.6 Карты проверок
- 1.7 Визуальные сигналы
- 1. Боковой сопровождающий/направляющий
- 6.Остановка воздушного судна
- 7. Торможение
- 8. Установка/уборка колодок
- 1. Команда «Эвакуация»
- II Сигналы, подаваемые при отсутствии технических средств двусторонней связи
- Раздел 2 выполнение полетных процедур
- 2.1 Предполетный внешний осмотр воздушного судна и предполетные брифинги
- 2.1.1 Предполетный внешний осмотр воздушного судна
- 2.1.2 Предполетный технический брифинг для летного экипажа
- 2.1.3 Технический брифинг для кабинного экипажа
- 2.1.4 Предполетный брифинг кабинного экипажа
- С кабинным экипажем
- 2.1.5 Предполетный брифинг летного экипажа
- Командир воздушного судна
- 2.1.6 Предполетный брифинг для специалиста – наблюдателя (обзервера)
- 2.2 Буксировка. Запуск двигателей. Руление.
- 2.2.1 Буксировка
- 1 Перед буксировкой вс:
- 2 Буксировка закончена:
- Команды, подаваемые при буксировке воздушного судна, и доклады об их выполнении
- 2.2.2 Запуск двигателей
- 1. Перед запуском двигателя:
- 2. Запуск двигателей.
- 3. После запуска двигателей:
- 2.2.3 Руление
- Системы торможения при выруливании
- Плохой осмотрительность экипажа
- 2.3.1 Взлет
- 2.3.2 Набор высоты
- 2.3.3 Крейсерский полет (полет по маршруту)
- 2.3.4 Снижение, предпосадочный брифинг
- 2.3.5 Полёт в зоне ожидания
- 2.3.6 Заход на посадку, посадка, уход на запасной аэродром, руление после посадки и заруливание на стоянку воздушного судна
- 2При заходе на посадку в условиях не ниже категории I icao:
- 3 При заходе на посадку по категории II icao или по категории III-а icao:
- Указания о разрешении (запрещении) снижения и посадки подтверждаются обязательно.
- 2.3.7 Уход на второй круг
- На впп без разрешения диспетчера
- Взаимодействие экипажа и органа овд при заходе на посадку маневром Circle- to-land.
- 2.3.8 Посадка
- 2.3.9 Уход на запасной аэродром
- 2.3.10 Руление после посадки и заруливание на стоянку воздушного судна
- 2.4 Разбор полетов: общие положения и послеполетный разбор в экипаже.
- Раздел 3 всепогодные полеты
- 3.1 Общие положения и процедуры при подготовке и выполнении полетов по пвп
- 1 Полет по пвп на истинных высотах менее 300 м выполняется:
- 2 Полет по пвп на истинных высотах 300 м и выше выполняется:
- 3 Полет по пвп может осуществляться над облаками, если:
- 3.3 Эксплуатационные ограничения. Квалификационные требования к членам экипажа воздушного судна
- 1 Наличие допуска аэродрома к всепогодными полетами
- 2 Наличие заявленных эксплуатационных процедур
- 3 Эксплуатационные правила в отношении rvr
- 4 Требования к взаимодействию с органом овд
- 5 Требования к оборудованию воздушного судна
- Раздел 4 применение перечней минимального исправного оборудования (mel/cdl)
- 4.1 Общие положения. Порядок применения меl по этапам полета
- 1 Во время предполётной подготовки на борту воздушного судна
- 2 При буксировке и рулении до исполнительного старта
- 4 При заруливании (буксировке) после посадки
- Раздел 5 требования по использованию и применения кислорода в полете
- 5.1 Основные требования по применению кислорода на воздушных судах га
- 5.2 Использование кислорода для дыхания членами экипажа
- 5.3 Использование кислорода для кабинного экипажа
- 5.4 Использование кислорода для пассажиров
- В случае разгерметизации воздушного судна
- Список рекомендованных источников информации:
- Министерство образования и науки Украины
- Содержание
- Раздел 1 Полеты в особых условиях и процедуры подготовки к ним…………………...10
- Раздел 2 Особые случаи в полете. Полеты в непредвиденных обстоятельствах и
- Раздел 3 Обеспечение экипажем воздушного судна мероприятий по авиационной безопасности в период подготовки и выполнения полетов……………………………....90
- Термины и определения
- Сокращения
- Введение
- Раздел 1 полеты в особых условиях и процедуры подготовки к ним
- 1.2 Опасность обледенения. Обледенение воздушного судна на земле и в воздухе. Распознавание обледенения и процедуры, которые необходимо выполнить экипажу воздушного судна для борьбы с ним
- 1.2.1 Опасность обледенения
- 1.2.2 Обледенение воздушного судна на земле и в воздухе
- (Качество и коэффициент подъемной силы).
- 1 Одноступенчатая противообледенительная процедура
- 2 Двухступенчатая противообледенительная процедура.
- Перед вылетом в условиях наземного обледенения
- Невыполнения противообледенительной обработки
- 1.3 Полет в условиях грозовой деятельности. Обход грозовых облаков
- Мощно-кучевых облаков
- 1.4.1 Сдвиг ветра, микропорывы. Опасность влияния сдвига ветра на воздушное судно на различных этапах полета. Действия экипажа в случае попадания в условия сдвига ветра
- На посадку воздушного судна
- 1.4.2 Спутная турбулентность
- 1.5 Полеты в малоориентирной местности и пустынях
- 1.6 Полеты над водной поверхностью
- 1.7 Полеты в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли
- 1.8 Полеты в сложной орнитологической обстановке
- 1.9 Полеты в условиях пыльной бури
- 1.10 Полеты в условиях повышенной электрической активности атмосферы
- 1.11 Особенности полета в горной местности
- При подготовке к полетам членами летного экипажа
- Раздел 2 особые случаи в полете. Полеты в непредвиденных обстоятельствах и действия экипажа воздушного судна
- 2.1 Общие положения
- 2.2 Действия экипажа при отказе двигателя (ей) на различных этапах полета
- 2.3 Пожар на воздушном судне
- 2.4 Разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Отказ основных систем воздушного судна
- Передней стойкой шасси
- Гидравлической системы и не выхода всех стоек шасси
- 2.6 Потеря устойчивости и управляемости воздушного судна
- 2.7 Потеря ориентировки
- 2.8 Отказ радиосвязи
- 2.9 Утрата работоспособности членов летного экипажа и ухудшение здоровья пассажиров
- 2.9.1 Неспособность членов летного экипажа выполнять свои обязанности
- 2.9.2. Потеря работоспособности командира воздушного судна
- Выполняет посадку находясь на своем кресле
- 2.9.3 Действия экипажа при внезапном ухудшении состояния здоровья пассажира на борту воздушного судна, требующем медицинской помощи, которая не может быть оказана на борту
- 2.10 Вынужденная посадка вне аэродрома на сушу и воду
- При аварийной посадке на воду при наличии времени
- 2.11 Взаимодействие членов летного и кабинного экипажа при выполнении аварийных процедур
- I Задымление в салоне:
- II Подготовленная аварийная посадка на сушу:
- III Подготовленная аварийная посадка на воду:
- 2. 12 Полеты при непредвиденных обстоятельствах и нештатных ситуациях
- 2. 13 Действия экипажа терпящего бедствие
- 1 В первую очередь передается сигнал бедствия следующим образом:
- 3 Если опасность миновала, сообщение передается следующим образом:
- Раздел 3 обеспечение экипажем воздушного судна мероприятий по авиационной безопасности в период подготовки и выполнения полетов
- 3.1 Общие положения. Полномочия командира воздушного судна и членов экипажа
- 3.2 Расположение членов экипажа. Использование ремней безопасности экипажем и пассажирами. Допуск в кабину экипажа. Использование свободных мест экипажа.
- 3.2.1 Расположение членов экипажа
- Пилотирующим пилотом при замене членов экипажа в кабине воздушного судна
- Категорически запрещен
- 3.2.2 Использование ремней безопасности экипажем и пассажирами
- 3.2.3 Допуск в кабину летного экипажа
- 3.2.4 Использование свободных мест экипажа
- 3.3 Стандарты обеспечения безопасности пассажирской кабины
- 3.4 Политика авиакомпании относительно недисциплинированных пассажиров.
- 3.5 Мероприятия по безопасности на земле и в полете
- 3.6 Действия членов экипажа при возникновения чрезвычайных ситуаций на воздушном судне
- С борта воздушного судна
- 3.7 Действия членов экипажа в случае угрозы взрыва на воздушном судне
- По занятию изолированной стоянки
- Досмотр воздушного судна
- Список рекомендованных источников информации