logo
приборы + электрообор / 0

Введение

Гражданская авиация Украины постоянно оснащается современными самолетами и вертолетами отечественного и зарубежного производства, что диктует необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, главным предназначением которых является обеспечение и повышение эффективности эксплуатации, поддержание летной годности и обеспечение безопасности полетов воздушных судов. 

Основные усилия в последние годы были направлены на обеспечение безопасности полетов (БП), поддержание устойчивого функционирования воздушного транспорта, совершенствование объектов транспортной инфраструктуры, освоение дополнительных видов деятельности, развитие маркетинга и переход на качественно новые условия хозяйствования. В связи с этим в корне изменились финансовые отношения, управленческие, организационные и информационные принципы взаимодействия внутри отрасли и вне ее. Переход к рыночным отношениям потребовал от предприятий - эксплуатантов воздушных судов изменения основных методов управления, отдавая предпочтение экономическим факторам. Однако превалирующим фактором, оказывающим влияние на функционирование воздушного транспорта, по прежнему является обеспечение БП.

Основная задача обеспечения БП на воздушном транспорте Украины сводится к разработке мер по предотвращению аварийности в гражданской авиации путем создания соответствующих нормативных документов, позволяющих выполнять безопасные полеты в ожидаемых условиях эксплуатации и обеспечения БП на всех уровнях. Методология этих мер предполагает, что решение задач, связанных с обеспечением требуемого уровня БП, зависит, прежде всего, от правильной организации системы сохранения летной годности (ЛГ) ВС и управления БП в авиапредприятии.

Летная годность – характеристика воздушного судна, определяемая предусмотренными и реализованными в его конструкции и летных качествах принципами, позволяющих совершать безопасные полеты в ожидаемых условиях и при установленных методах эксплуатации техническим персоналом и летными экипажами.

Ожидаемые условия эксплуатации – условия, которые стали известны из практики или возникновение которых можно с достаточным основанием предвидеть в течении срока службы ВС с учетом его назначения и выполнения полетов. Эти условия прежде всего зависят от метеорологического состояния атмосферы, рельефа местности, функционирования ВС, квалификации технического персонала и летного состава, а также других факторов, влияющих на безопасность полета.

Ожидаемые условия эксплуатации не включают:

а) экстремальные условия, которые можно успешно избежать путем использования соответствующих правил эксплуатации (ограничения, запреты, временные сезонные ограничения, соответствующий уровень квалификации пилотов и т.д.);

б) экстремальные условия, которые возникают настолько редко, что требования выполнять стандарты в отношении этих условий привело бы к обеспечению более высокого уровня летной годности и подготовки летного состава, чем это необходимо и практически обоснованно

Опасные особенности – особенности или характеристики, не обеспечивающие безопасность полета в пределах ожидаемых условий эксплуатации ВС.

Поэтому, в соответствии всех международных норм выполнения полетов, эксплуатант принимает меры к тому, чтобы его авиационный персонал знал и исполнял законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.

Командир воздушного судна обеспечивает подготовку и выполнение полетов. Эксплуатант описывает процедуры подготовки и выполнения полетов в РПП и определяет роли и обязанности персонала, связанного с исполнением указанных процедур.

Эксплуатант создает систему управления безопасностью полетов и она должна включать:

- процессы определения фактических и потенциальных угроз для безопасности полетов и оценки соответствующих рисков;

- процессы разработки и внедрения профилактических мероприятий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;

- обеспечение постоянного контроля и регулярной оценки адекватности и эффективности мер по управлению безопасностью полетов.