Американская премия м. Болдриджа
Сегодня качество всё больше воспринимается как неотъемлемый атрибут конкурентоспособности. Это обстоятельство в конце 80-х годов было понято в США не только промышленниками и предпринимателями, но и руководителями государства. В 1987г. М. Болдридж бывший тогда министром торговли, подготовил национальный закон о повышении качества (National Quality Improvement Act) , который был подписан президентом Р. Рейганом в августе 1987г. Законом предусматривалось учреждение национальной премии за достижения в области качества, которая получила имя автора упомянутого закона.
Разработка критериев и методов оценки результатов деятельности предприятий по отношению к этим критериям была поручена Национальному бюро стандартов, позднее переименованному в Национальный институт стандартов и технологии (НИСТ). Работа велась в тесном сотрудничестве с представителями крупнейших компаний США, консультантами и исследователями из вузов. Результатом стал набор критериев, организованных по семи группам, каждая их которых содержит определенную совокупность подкритериев (показателей). Эти совокупности постоянно уточняются. Первоначально подкритериев было 36, в 1991г. их число составило 32, а по последним данным их осталось 24.
Ниже приводится набор критериев и подкритериев. Собственно критерии продолжают оставаться изначальными. Уточняются и корректируются, как уже отмечено, только подкритерии, входящие в каждую группу.
К групповым критериям относятся:
1. лидерство;
2. информация и анализ;
3. стратегическое планирование;
4. человеческие ресурсы;
5. обеспечение качества;
6. достигнутые результаты
7. удовлетворенность потребителей.
Названные семь групп, в свою очередь, можно объединить по их целевому назначению таким образом:
А. движущая сила, роль которой играет лидерство;
Б. система, которую формируют критерии со второй группы по пятую 2. (информация и анализ, стратегическое планирование, человеческие ресурсы, обеспечение качества)
В. показатели прогресса, характеризуемые достигнутыми результатами (6 группа);
Г. конечная цель - удовлетворенность потребителей (7 группа).
Суммарная сумма баллов по всем группам составляет 1000 очков. Наибольшее количество баллов придано седьмой группе - удовлетворенности потребителей и составляет 300 очков. Наглядное описание критериев и подкритериев премии представлено на рис. 5.1.
Конкурс М. Болдриджа проводится для предприятий трёх категорий - промышленного производства, сферы услуг и малого бизнеса. Конкурс проводится ежегодно. На первом этапе конкурса предприятия предcтaвляют описание действующей у них системы управления качеством и достигнутых результатов (примерно 50 страниц для малых предприятий и 75 - для крупных). Заявки рассматривает конкурсная комиссия, которая определяет кандидатов на победу в текущем году. На втором этапе группа экспертов в течение нескольких дней проводит обследование на месте: изучает производственные процессы и документацию; интервьюирует менеджеров, специалистов и рабочих разных уровней иерархии; беседует с представителями поставщиков
Критерии премии М. Болдриджа
Движущая сила Система Показатели процесса | ||||
|
|
2.2. Сравнение с достижениями конкурентов и лидеров в других отраслях – 30 2.3. Систематический анализ информации о качестве – 20 |
| 6. Достигнутые результаты – 180 6.1. Качество продуктов и услуг – 90 6.2. Качество процессов бизнеса и вспомогательных услуг – 50 6.3. Качество поставщика – 40 |
| ||||
|
|
|
|
Конечная цель 7. Удовлетворённость потребителей – 300 7.1. Запросы и ожидания потребителей – 30 7.2. Управление взаимоотношениями с поставщиками – 50 7.3. Стандарты обслуживания – 20 7.4. Обязательства перед потребителями – 20 7.5. Работа с рекламациями – 20 7.6. Определение уровня удовлетворенности – 20 7.7. Достигнутый уровень – 70 7.8. Сопоставление уровня удовлетворенности с тем же у конкурентов – 70 |
| ||||
|
|
| ||
| ||||
|
|
|
Рис.5.1 Критерии премии М. Болдриджа
и заказчиков. На третьем этапе на основе экспертных оценок комиссия отбирает победителей.
В продвижении по всей компании принципов всеобщего качества первостепенную роль играют руководители высшего уровня. От их позиции и «лидерства» во многом зависит отношение рядовых работников к вопросам качества. Прекрасные слова и лозунги должны подкрепляться делом. Иначе будет трудно достичь вовлеченности всех работников в решение задач по качеству.
Успешная реализация установленных требований во многом зависит от взаимоотношений заказчика, поставщика и «владельцев» процессов (то есть тех, кто отвечает за процесс).
Персональный контакт с потребителем - одно из наиболее важных условий для поддержания деловых отношений. Реализация этого условия предполагает осуществление определенных мер. Полезно периодически посещать потребителя, чтобы удостовериться в его желаниях и потребностях. Потребитель, в свою очередь, должен знать, к кому обратиться в случае возникновения проблем. В такой ситуации один звонок в компанию и вызов ее представителя позволят разрешить имеющуюся проблему.
Должна учитываться мотивация работников в направлении удовлетворения запросов потребителей. Для этого следует вводить программы признания и поощрения за выдающиеся успехи в данной области.
Один из методов отслеживания удовлетворённости потребителей - обследования. Они позволяют оценить и выявить конкретные области, требующие улучшения характеристик и эффективности. Обследования могут проводиться ежемесячно, поквартально, раз в полгода или в год, в зависимости от конкретных условий. Замеры должны проводиться в отношении следующих характеристик но, не ограничиваясь ими:
удовлетворённость обслуживанием;
удовлетворённость качеством продукта;
конкурентоспособность цены;
быстрота отклика на заявку об обслуживании; частота отказов устройств и оборудования;
количество повторных обращений за обслуживанием; время доставки и другие.
Консультанты и эксперты по вопросам качества в США отмечают, что бизнесмены часто затрудняются оценить состояние дел с качеством и соответствие принимаемых мер критериям премии М. Болдриджа. Чтобы облегчить получение такой оценки, специалисты корпорации «Джонсон энд Джонсон» разработали схему оценивания состояния системы и её соответствия критериям премии М. Болдриджа.
Схема оценивания состояния системы и её соответствия критериям премии М. Болдриджа
На первом этапе оценивается внешняя деловая среда с тем, чтобы выявить области силы и слабостей и на основе этого разработать затем стратегию улучшения. Оценивание проводится по более широкому кругу критериев, чем требуется для премии. Это позволяет проверить всю систему управления на уровнях организации и деловых единиц. Оценивание помогает понять бытующую в организации культуру качества, определить возможности технических систем, продукции и услуг, а также способность отвечать требованиям заказчика (потребителя). На выходе этого этапа, после анализа серий интервью, обследований и собранных данных выдаются рекомендации с указанием приоритетов, нацеленные на создание стратегии улучшения.
На втором этапе ключевым условием успеха служит участие руководителей высшего звена.
На третьем этапе, предлагаемой методологии, проводимом одновременно со вторым, оцениваются потребности в специальном обучении. При интервьюировании менеджеров выясняют эффективность текущих образовательных программ для управленческих кадров и выявляют новые потребности. В итоге предоставляются рекомендации в отношении возможностей обучения на рабочем месте и вне организации.
На четвертом этапе оценивается внедрение стратегии улучшения и вносятся предложения по её корректировке, если необходимо.
Проведение конкурса М. Болдриджа оказывает влияние не только на небольшую группу конкурсантов, но и на множество «зрителей». Вольно или невольно, каждая из них пытается определить своё положение по отношению к компаниям-лидерам, что служит уже первым шагом на пути к качеству. Сами конкурсанты регулярно проводят сопоставление относительно лучших компаний в стране и мире. После подведения первых итогов конкурса М. Болдриджа в 1988г. такой признанный авторитет в области качества, как доктор Дж. Джуран, публично заявил, что теперь у него появился оптимизм в отношении американской промышленности, которая прежде казалась ему безнадежно отставшей.
- Тема 5. «Совершенствование производственных процессов и технологий» Бенчмаркинг Бенчмаркинг - на пути к высшим достижениям
- 1. Содержание бенчмаркинга
- 2. Виды бенчмаркинга и его эволюция
- 3. Функционирование бенчмаркинга
- 3.1. Целеполагание
- 3.2. Объект исследования
- 3.3. Виды анализа
- 3.4. Принципы и этапы процесса бенчмаркинга
- 1. Определение объекта анализа превосходства.
- 2. Выявление партнёров по анализу превосходства.
- 3. Сбор информации.
- 4. Анализ информации.
- 5. Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений.
- 3.5. Обучение при помощи анализа превосходства
- 1. Иметь волю и мужество, чтобы осознать наличие проблемы.
- 2. Выявить, что известно по теме и от кого.
- 3. Получить информацию и впитать в себя знания.
- 4. Внедрение и совместное проведение опытов, чтобы укрепить знания.
- 5. Зафиксировать удачные способы действий и постоянно улучшать работу предприятия.
- 6. Тренировать способности: использовать вновь приобретённые знания.
- 4. Бенчмаркинговый подход в маркетинге
- 10 Рекомендаций по успешному проведению проекта бенчмаркинга
- Американская премия м. Болдриджа
- Модель совершенствования бизнеса на основе философии всеобщего управления качества
- 1. Ориентация на результат
- 2. Ориентация на потребителя
- 6. Непрерывное обучение, инновации и улучшение
- 7. Развитие партнерских отношений
- 8. Корпоративная социальная ответственность
- 1. Европейская премия efqm (финалисты, призеры, лауреаты);
- 2. Признание совершенства;
- 3. Стремление к совершенству.
- Совершенствование производственных процессов и технологий
- Управление производственной мощностью Принцип 1
- Принцип 2
- Управление запасами
- Принцип 3
- Принцип 4
- Принцип 5
- Принцип 6
- Принцип 7
- Принцип 8
- Управление цепью поставок и снабжения
- Принцип 9
- Принцип 10
- Принцип 11
- Развитие производственного потенциала и наращивание производственных возможностей
- Принцип 12
- Cals- технологии
- Стратегия cals
- Cals - технологии
- Методы обследования деятельности
- Анализ существующих бизнес-процессов
- Методика структурного представления функций
- Реализация методологии инжиниринга бизнес-процессов
- Понятия инжиниринга и реинжиниринга
- Технология реинжиниринга
- Методика перепроектирования бизнес - системы
- Построение модели «как должно быть» и практические рекомендации по системному исследованию
- 1. Горизонтальное сжатие
- 2. Вертикальное сжатие
- 3. Изменение порядка работ
- 4. Использование информационных технологий
- Система 20 ключей (Практическая программа революционных преобразований на предприятии)
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 5
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Тема 6: «Психологические аспекты и вопросы работы с персоналом при реализации методов tqm»
- Tqm против авторитарного стиля управления!
- Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации
- Основные трудности внедрения системы менеджмента качества и принципов tqm: