1. Содержание бенчмаркинга
Термин «бенчмаркинг» (benchmarking) является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Этот термин произошел от слова «benchmark», означающего отметку на объекте, например, на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. Английское понятие «benchmark» при ведении землемерных работ означает конкретную контрольную точку на местности, веху. То есть под «бенчмаркингом» в этом смысле понимается ориентирование всех измеряемых величин на эту точку.
В наиболее общем смысле benchmark - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.
Бенчмаркинг (Benchmarking) завоевал к себе симпатию и успешно используется в практике японских, американских и западноевропейских бизнесменов и учёных. Принято считать, что родиной этого термина являются США. Но история нас убеждает о более раннем начале использования понятия бенчмаркинг. В Японии Benchmarking соотносится по содержанию с японским словом «dantotsu», означающем «усилие, беспокойство, заботу лучшего (лидера), стать ещё лучшим (лидером)». В Китае, например, известно правило китайского военного теоретика Сунь - Цзы, который писал: «Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн». В настоящее время бенчмаркинг, использование его главного принципа «от лучшего к лучшему» возвращает к жизни и успеху многие фирмы США, Японии, Западной Европы.
Бенчмаркинг впервые в прямом смысле появился в 1972г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль), установила, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях.
Бенчмаркинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше и изучение, усовершенствование и применение их методов работы. На первый взгляд может показаться, что, речь идет о методе, когда предприятия подвергались шпионажу, их деятельность анализировалась и изучалась, лучшее использовалось. Однако на рубеже 70-х гг. некоторые предприятия начали развивать методы, в основу которых положено сравнение деятельности не только предприятий конкурентов, но и передовых фирм из других отраслей. Фирмы стали учиться квалифицировать различия в управлении предприятиями. Концепция и методы, которые они разработали, позволили сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать структуры и выбор стратегии деятельности предприятия.
В 1979г. американская компания Ксерокс приступила к проекту «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими. Этот проект имел большой успех. Бенчмаркинг начинает распространяться среди специалистов в США и на других предприятиях – «Dupont», «Motorola» и другие стали доверительно относиться к опыту сравнительного анализа, к обмену навыками. Сегодня бенчмаркинг является динамично развивающейся дисциплиной, и сейчас достаточно трудно дать его точную характеристику.
В Вестингхаус - Центре производительности и качества - бенчмаркинг рассматривают как процесс постоянного исследования наилучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкурентоспособности.
Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надёжно установить вероятность успеха предпринимательства.
Для большинства предприятий бенчмаркинг не является новым методом, так как он осуществлялся в рамках анализа конкуренции, хотя бенчмаркинг является более детализированной, формализованной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа, и это необходимая функция успеха любой организации.
Использование бенчмаркинга имеет много направлений. Бенчмаркинг показывает зам. директора по маркетингу, где на его предприятии или на рынке возникли проблемы с затратами и качеством, не идёт ли оно в хвосте у конкурентов. Он вскрывает проблемы в работе, конкретизирует их.
Бенчмаркинг в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемные ситуации в логистических системах, в сферах, близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке.
В корпорации «Ксерокс» убеждены, что бенчмаркинг должен быть постоянным процессом, нацеленным не только на соответствие конкуренции, но и на победу над ней. В рамках бенчмаркинга предпринимательские функции анализируются как процессы, создающие товар или услугу и продвигающие их на рынок. Сфера применения бенчмаркинга включает разработку стратегии, операции и управленческие функции, однако основным источником сведений о рынке и о конкурентах остается покупатель.
Бенчмаркинг рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное положение на рынке.
Ряд исследователей полагают, что бенчмаркинг служит для обеспечения конкурентоспособности и создания предпосылок проверки производительности предприятия в условиях интернационализации процесса закупки сырья и материалов. При этом речь идет о сравнении результатов деятельности.
Имеется также опыт использования бенчмаркинга для установления стратегии успеха предприятия. При этом в центре внимания находятся такие вопросы, как:
кто, какое предприятие находится на вершине конкуренции?
почему собственное предприятие не является лучшим?
что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим?
как внедрить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших?
При осуществлении бенчмаркинга работники предприятия работают в командах, состоящих из представителей разных служб. Важнейшими составляющими деятельности сотрудников и организации являются планирование и ориентация на создание ценностей, а также компетентность в области работы с клиентами, технологии и культуры предпринимательской деятельности. Как видно, бенчмаркинг является видом деятельности, которая связана с клиентами, технологией и культурой предпринимательства и осуществляется при планировании, с ориентацией на создание ценности и компетентность. Кроме того, бенчмаркинг относят к совокупности управленческих инструментов, таких как глобальное управление, качеством, измерение удовлетворённости покупателей, которые предприятия сейчас применяют.
Однако большинство специалистов придерживается мнения, что бенчмаркинг означает заимствование методов управления у других, успешно работающих, при помощи сравнения с другими областями предпринимательской деятельности или конкурентами и выявления слабых сторон своего предприятия.
На фирме «ICI fibres» (производство волокон) бенчмаркинг рассматривают как обучение на основе сравнения, которое имеет два уровня - стратегический и уровень отдельных процессов.
Анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать как направление маркетинговых исследований.
В Японии, где бенчмаркингом занимаются уже длительное время, наиболее распространенной формой является товарный бенчмаркинг, который основан на психологии «и я тоже». Менее популярен бенчмаркинг функций и процессов.
Определяя эффект, который может обеспечить бенчмаркинг, следует иметь ввиду, что никогда и никем не подвергался сомнению факт выгодности обмена опытом и его изучения. Правда не следует забывать, что «перекрестное опыление» плодотворно не для всякого предприятия. Поэтому необходимость проведения бенчмаркинга должна быть доказана. Бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы.
Таким образом, польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и внедряются на своем предприятии лучшие методы и технологии других, не собственных предприятий или отраслей. Это может приводить к совершенствованию предпринимательства, повышению эффективности, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей.
Осуществление проекта бенчмаркинга и выгоды от него.
По существу имеется два основных вида бенчмаркинга - внутренний и внешний бенчмаркинг.
Под внутренним бенчмаркингом подразумевается сопоставление процессов в рамках одного предприятия или концерна. Поскольку в данном случае никакого сравнения с внешними процессами и чужой технологией не производится, то потенциал для инноваций здесь весьма ограничен.
Значительно больше пользы от внешнего и межотраслевого бенчмаркинга. В ходе сравнения собственных процессов (на своем предприятии) с наиболее успешными процессами по всей промышленности выделяется предприятие, обладающее особенно высоким потенциалом новых импульсов и инноваций.
Проект бенчмаркинга проводится с целью улучшения тех или иных аспектов процесса деловой активности предприятия. Основой для этого является подготовка информации о внутренних процессах и определение систематического метода сбора данных. Хорошо зарекомендовавшим себя подходом является составление анкет с соответствующими ключевыми показателями эффективности (КПЭ, на английском языке KPIs – key performance indicators). КПЭ представляют собой показатели для определения объёмов деловой активности. Составив такой опросный лист, можно приступать к целенаправленному выявлению подходящих для анкетирования предприятий с направлением им соответствующих запросов для проекта бенчмаркинга.
Опыт долгосрочного применения бенчмаркинга показывает, что прямое сравнение предприятия с его непосредственным конкурентом практически невозможно. Для этого больше подходят, в частности, предприятия, имеющие идентичные или аналогичные способы производства или процессы деловой активности. Первичный анализ преимуществ и недостатков производится, как правило, на основе сопоставления количественных показателей, занесенных в анкету.
На следующем этапе производится качественное сравнение процессов деловой активности. Для этого проводятся соответствующие семинары, а процессы деловой активности подвергаются сравнению и анализу на местах, в ходе взаимных визитов на предприятия. Благодаря обмену опытом выявляются новаторские ресурсы, и разрабатывается определение конкретного успешного практического опыта как лучшей практики. Идентифицированные положительные компоненты могут затем быть быстро адаптированы к соответствующим условиям и целенаправленно внедрены на родном предприятии.
Пример межотраслевого бенчмаркинга: сравнение предприятия - изготовителя компьютеров с посылторговой организацией. Исходным пунктом для проекта бенчмаркинга были имевшиеся у изготовителя компьютеров трудности с процессами комплектования и доставки товара. В этой связи отмечались высокие издержки и неудовлетворительная пунктуальность поставок (своевременность), составлявшая лишь 70%. После составления описания производственных процессов и опросного листа были направлены запросы в адрес различных предприятий. В качестве походящего предприятия-партнера удалось привлечь к участию в проекте крупную организацию посылочной торговли бытовыми товарами. Предприятие славилось эффективностью исполнения заказов и пунктуальностью поставок. Уроки, вынесенные из этого проекта, были колоссальны. Производителю компьютеров удалось оптимизировать свою сферу исполнения заказов в течение всего лишь 6 месяцев. В результате экономия затрат составила 10%, а поставки в срок товаров достигли 95%.
В поиске лучшей практики промышленные предприятия, ориентированные на инновационную деятельность, сталкиваются с рядом проблем, а именно:
разработкой непрерывного процесса самоусовершенствования, основанного на постоянном сборе и анализе информации о конкуренте;
в совершенствовании показателей для сравнения предыдущего опыта со стандартами и достижениями предприятий лидеров;
изучением процессов и методов, используемых конкурентами в разрешении проблем, т. е. разработкой системы бенчмаркинга передового опыта.
Перспективы использования бенчмаркинга внедряющие его предприятия связывают с заимствованием лучшей практики работ, развитием творческого потенциала и мотивации сотрудников, а также более быстрым преодолением сопротивления персонала нововведениям.
Внедрение бенчмаркинга позволяет усовершенствовать планирование, управление и производство на предприятии и повысить его конкурентоспособность.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 5. «Совершенствование производственных процессов и технологий» Бенчмаркинг Бенчмаркинг - на пути к высшим достижениям
- 1. Содержание бенчмаркинга
- 2. Виды бенчмаркинга и его эволюция
- 3. Функционирование бенчмаркинга
- 3.1. Целеполагание
- 3.2. Объект исследования
- 3.3. Виды анализа
- 3.4. Принципы и этапы процесса бенчмаркинга
- 1. Определение объекта анализа превосходства.
- 2. Выявление партнёров по анализу превосходства.
- 3. Сбор информации.
- 4. Анализ информации.
- 5. Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений.
- 3.5. Обучение при помощи анализа превосходства
- 1. Иметь волю и мужество, чтобы осознать наличие проблемы.
- 2. Выявить, что известно по теме и от кого.
- 3. Получить информацию и впитать в себя знания.
- 4. Внедрение и совместное проведение опытов, чтобы укрепить знания.
- 5. Зафиксировать удачные способы действий и постоянно улучшать работу предприятия.
- 6. Тренировать способности: использовать вновь приобретённые знания.
- 4. Бенчмаркинговый подход в маркетинге
- 10 Рекомендаций по успешному проведению проекта бенчмаркинга
- Американская премия м. Болдриджа
- Модель совершенствования бизнеса на основе философии всеобщего управления качества
- 1. Ориентация на результат
- 2. Ориентация на потребителя
- 6. Непрерывное обучение, инновации и улучшение
- 7. Развитие партнерских отношений
- 8. Корпоративная социальная ответственность
- 1. Европейская премия efqm (финалисты, призеры, лауреаты);
- 2. Признание совершенства;
- 3. Стремление к совершенству.
- Совершенствование производственных процессов и технологий
- Управление производственной мощностью Принцип 1
- Принцип 2
- Управление запасами
- Принцип 3
- Принцип 4
- Принцип 5
- Принцип 6
- Принцип 7
- Принцип 8
- Управление цепью поставок и снабжения
- Принцип 9
- Принцип 10
- Принцип 11
- Развитие производственного потенциала и наращивание производственных возможностей
- Принцип 12
- Cals- технологии
- Стратегия cals
- Cals - технологии
- Методы обследования деятельности
- Анализ существующих бизнес-процессов
- Методика структурного представления функций
- Реализация методологии инжиниринга бизнес-процессов
- Понятия инжиниринга и реинжиниринга
- Технология реинжиниринга
- Методика перепроектирования бизнес - системы
- Построение модели «как должно быть» и практические рекомендации по системному исследованию
- 1. Горизонтальное сжатие
- 2. Вертикальное сжатие
- 3. Изменение порядка работ
- 4. Использование информационных технологий
- Система 20 ключей (Практическая программа революционных преобразований на предприятии)
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 5
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Тема 6: «Психологические аспекты и вопросы работы с персоналом при реализации методов tqm»
- Tqm против авторитарного стиля управления!
- Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации
- Основные трудности внедрения системы менеджмента качества и принципов tqm: