logo
Konspekt_lektsy_3_St

3.4. Принципы и этапы процесса бенчмаркинга

Определив основное содержание бенчмаркинга, рассмотрим более подробно его основные принципы. Выделяют следующие основные принципы бенчмаркинга.

1. Аналогия. Оперативные процессы партнёров должны быть схожими. Может быть оценён любой процесс, только бы группа исследования могла перевести его в культурный, структурный и предпринимательский контекст своего предприятия. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности.

2. Взаимность. Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнёр должен иметь гарантии по поведению других, и только уважение правил игры всеми участниками гарантирует всем хороший результат. Всё должно быть заранее установлено и согласовано.

3. Измерение. Поскольку бенчмаркинг - это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях, и его целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить характеристики на основе изучения процесса.

4. Достоверность. Организация работ по бенчмаркингу должна проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.

При реализации принципов бенчмаркинга помимо необходимости осуществить проект по анализу превосходства планомерно и шаг за шагом, следует также обязательно соблюдать следующие правила:

руководители предприятия должны быть поглощены идеей анализа превосходства;

все сотрудники должны быть проинформированы о целях и необходимости проекта;

рабочая программа должна иметь простую, пошаговую и понятную структуру;

ход проекта должен быть подробно документирован.

Соблюдение такого образа действий потому имеет такое большое значение, что анализ превосходства часто инициирует важные изменения на предприятии. Даже когда эти процессы в принципе выгодны, они всегда приносят с собой некоторое беспокойство или сопротивление.

Часто речь не идёт о том, чтобы внедрить новую организационную модель - сами сотрудники и руководители предприятия становятся целью мероприятий по изменению структуры.

Кроме того, анализ превосходства даёт инновационные импульсы для процесса разработки новых методов работы. При этом происходит не реформа, а революция, которая создает новые организации - предприятия, которым по плечу требования конкуренции. Большое значение для получения способности побеждать в конкурентной борьбе имеет знание особых правил игры и условий в своей отрасли. Несмотря на это, можно выделить некоторые общие факторы успеха, которые действуют независимо от конкретной отрасли и характеризуют первоклассное предприятие:

ориентация сотрудников на достижение результата;

внимание к затратам;

ориентация на покупателей и покупательскую полезность;

контакты с поставщиком;

повышение качества и производительности;

использование современных технологий;

концентрация на основной деятельности.

Процесс бенчмаркинга можно разбить фазы: