logo
Konspekt_lektsy_3_St

2. Виды бенчмаркинга и его эволюция

Существует много видов бенчмаркинга:

Внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг, осуществляемый внутри организации, сопоставляя характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами.

Бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и сопоставление её с характеристикой конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий - конкурентов.

Функциональный бенчмаркинг - бенчмаркинг, который сравнивает определенную функцию двух или более предприятий в одном и том же секторе.

Бенчмаркинг процесса - деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.

Общий бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.

Различают бенчмаркинг: затрат, характеристик, клиента, а также стратегический и оперативный бенчмаркинг.

Процесс эволюции бенчмаркинга аналогичен классической модели «перехода от искусства к науке», в нём выделяют пять этапов.

Первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта.

Первый этап можно назвать - инспекция. Он характеризуется проверкой качества готовой продукции. Для обеспечения контроля качества предприятие вкладывает средства в усовершенствование систем качества, а не в бенчмаркинг.

Подобное было СССР, когда комплексные системы управления качеством получили широкое распространение, но само понимание качества в основном носило технократический подход, и упор делался на качество продукции, обеспечиваемое совершенствованием конструкции и технологии.

На этом этапе частично применялся продуктовый бенчмаркинг, основной целью которого было сравнение собственной продукции с товарами конкурентов. Однако недостаток информации не позволяет в полной мере использовать опыт и знания конкурентов.

Второе поколение, бенчмаркинг конкурентоспособности - развивается как наука в 1976-1986 гг., благодаря деятельности фирмы Ксерокс.

Второй этап связан с усилением контроля. На предприятиях внедряются стандарты качества МС ИСО серии 9000. Бенчмаркинг применяется по всем ключевым вопросам бизнеса. Широко привлекаются консультанты к разработке и внедрению процедур бенчмаркинга. Резко меняется отношение к качеству. Важнейшим становится качество процесса, в котором качество продукции является лишь одним из элементов или составляющей общего качества предприятия начинают осознавать, что удовлетворение потребителя является залогом их успехов в бизнесе. Постепенно меняется их отношение к тому, что такое удовлетворение потребителя и как можно и необходимо решать его проблемы.

Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982-1986 гг., когда предприятия - лидеры качества выясняют возможность поучиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли чем, исследуя конкурентов.

Отличительной особенностью следующего (третьего) этапа можно считать возникновение между предприятиями и внутри них партнерских отношений и кооперации. Это связано с изменением понимания конкуренции не только между предприятиями, но и внутри их. Как известно, между различными подразделениями предприятия устанавливаются конкурентные отношения. У каждого подразделения свои цели, задачи, функции, проблемы. Очень часто возникают противоречия и сложности во взаимоотношениях. Все это приводит к снижению управляемости и тем самым влияет на общую эффективность. Кооперация и партнерство внутри предприятия приводит к более эффективному информационному обмену между подразделениями.

Аналогичное происходит уровне и на между предприятиями. При этом в понятии «конкуренции» появляется новая составляющая - взаимодействие. Именно взаимодействие и соперничество предприятий в современном бизнесе является основой для удовлетворения потребностей потребителей и завоевания конкурентных преимуществ.

Четвёртое поколение бенчмаркинга - это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров.

На четвёртом этапе применяется бенчмаркинг конкурентоспособности и стратегический бенчмаркинг.

Четвёртый этап связан с тем, что вся организация представляет единое целое или единый механизм. Процесс принятия решений происходит только на основе исчерпывающей и точной информации при условии обеспечения общей эффективности деятельности предприятия. Внутри организации возникает синергический эффект. На этом этапе стратегический бенчмаркинг переходит в глобальный.

Пятое поколение - глобальный бенчмаркинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства.

Развитие бенчмаркинга тесно связано с тем, как предприятия понимают качество. Можно выделить несколько этапов в изменение понимания и отношения предприятий к качеству.