logo
Konspekt_lektsy_3_St

5. Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений.

Пятая стадия включает в себя не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие организации предприятия, чтобы противостоять ожидающимся в будущем вызовам. Речь идёт не о том, чтобы копировать достижения лучших предприятий; напротив, они должны служит стимулом для дальнейшего инновационного развития собственной организационной структуры - иначе анализ превосходства выльется в стратегию побежденного. Выявленный потенциал для улучшения нужно реализовывать посредством конкретных мероприятий. При этом следует определить, уживаются ли полученные данные с обычным планированием или необходима коренная переориентация.

Такое целенаправленное инновационное внедрение означает:

Контроль за процессом и повторение анализа.

Контроль за процессом при внедрении результатов анализа происходит по двум направлениям:

во-первых, можно следить за развитием установленных оценочных показателей результатов работы предприятий,

во-вторых, необходимо проверять достижение промежуточных целей и соблюдение планов по ресурсам и срокам.

Методы и процессы подвергаются постоянным изменениям. То, что ещё недавно было наилучшим достижением, становится стандартом или теряет свое значение. Поэтому надо регулярно проверять, имеют ли еще силу выявленные наилучшие показатели. Следовательно, анализ превосходства – это не единовременное действие он должен быть формально установлен на предприятии в качестве функции. Как правило, затраты на анализ превосходства после его внедрения значительно снижаются:

сотрудники прониклись доверием к такому инструменту, как анализ превосходства;

были установлены контакты со сравниваемыми предприятиями, которые можно поддерживать посредством регулярного обмена. При этом надо только следить, не появились ли новые лучшие предприятия;

известны важные источники информации, уже существует база данных, которую нужно только пополнять.

Предпосылкой оптимального использования этих опытных данных является детализированное и систематическое документирование всех прежних сведений по анализу превосходства.

Схема проведения работ по бенчмаркингу компанией IBM

Существует много методов проведения бенчмаркинга. Рассмотрим разработанную компанией IBM схему проведения работ, состоящую из 15 шагов.

Шаг 1. Определение потребителей и продукции.

В организации должны быть определены требования к входящей продукции. Если приходится устранять много дефектов в получаемой продукции, это не только потеря времени и средств, но рано или поздно эти дефекты проявятся и в выпускаемой продукции.

Часто бывает так, что потребитель – это предприятие, находящееся в цепочке создания какой-либо продукции. Если все производители, входящие в цепочку, удовлетворят своего потребителя, то вероятность, что конечный потребитель будет удовлетворён, намного возрастает.

Обычно в таких случаях специалисты дают следующие рекомендации:

1. Попытайтесь получить отзывы и комментарии потребителей о вашей продукции.

2. Сделайте ясными ваши требования к поставщикам.

3. Постарайтесь составить соответствующую наглядную документацию для поставщиков.

4. Для проведения процесса сравнения создайте специальную группу из специалистов различных отделов. Представители этой команды должны быть вовлечены в процесс с самого первого шага, для того чтобы иметь более полную информацию.

Шаг 2. Определение подходящих показателей оценки работы.

Необходимо понять и выбрать важные показатели деятельности. Они должны быть в достаточной степени общими для вашей организации, а также той компании, с которой проводится сравнение, но и достаточно специфичными для того, чтобы получить полезные результаты.

Примером могут служить следующие показатели:

Выбор подходящих показателей оценки работы организации можно начать с рассмотрения набора используемых показателей. В некоторых случаях можно использовать широко применяемые стандартные показатели. В процессе сравнения могут обнаружиться новые полезные показатели. Набор показателей может содержать оценку деятельности в главных областях: финансы, технология, управление. Важно также иметь показатели, определяющие качество продукции и удовлетворённость потребителя. Это операционные показатели:

Примером могут служить показатели конкурентоспособности в долгосрочном периоде:

1. Поддержка проектов научных исследований и направлений развития внутри организации.

2. Совместное обсуждение технологических нововведений с поставщиками и продавцами.

3. Регулярные посещения профессиональных мероприятий сотрудниками.

4. Доля средств, направляемых на осуществление долгосрочных проектов.

5. Поддержка, оказываемая служащим для их участия в международных конференциях.

6. Уровень информационных систем и уровень технической библиотеки.

Шаг 3. Пересмотр (уточнение) продукции или процесса.

Пересмотр время от времени должен осуществляться в процессе управления. Так как изменения происходят очень быстро, необходимо знать, что происходит в области упрощения производственного процесса, сокращения производственного цикла, предотвращения появления брака. Выявленные проблемы и вопросы должны быть оформлены документально для последующего анализа.

Шаг 4. Выбор приоритетного объекта для сравнения.

Необходимо определить, что будет подвергнуто сравнению в первую очередь, и в какой степени. Выбор приоритетного направления для сравнений может быть сделан с использованием простого анализа, а также с помощь некоторых графических изображений. При анализе полезно задать такие вопросы:

Шаг 5. Выбор партнёров для сравнения.

Если предприятие собирается тратить значительные средства, производя сравнения, почему бы не сравнивать себя с самым лучшим. Выполняя общий бенчмаркинг, можно проводить сравнения аналогичных действий в компаниях, которые находятся в разных отраслях. Чтобы определить лучшего партнера для сравнений, можно обратиться к следующим источникам информации:

- Мнения экспертов и специалистов вашей организации.

- Мнения специалистов других организаций отрасли.

- Анализ деятельности организаций вашей отрасли.

- Анализ деятельности прямых конкурентов.

- Анализ деятельности лидирующих компаний.

- Годовые отчеты компаний.

- Печатные издания отрасли.

- Различные исследования (например, опросы потребителей).

- Библиотеки.

Шаг 6. Установление уровня сбора данных.

Сбор данных должен носить постоянный характер. Многие организации осуществляют сбор данных (например, наблюдение за развитием отрасли, анализ конкурентоспособности, поиск идей по улучшению качества), даже не думая об этом как о процессе бенчмаркинга. На более высоком уровне могут проводиться исследования, опросы, работа с консультантами, посещения предприятий и компаний партнёров по сравнениям, телефонные разговоры, встречи. Самым высоким уровнем сбора данных считается личный контакт.

Шаг 7. Сбор данных и их анализ.

Сбор данных всегда должен быть обоюдовыгодным. Надо быть готовым предоставить партнеру аналогичную информацию о вашей организации. Не следует просить партнера дать ту информацию, которую вы не хотели бы давать о своей организации. Как правило, наиболее эффективный сбор данных происходит при лично контакте. Специалисты рекомендуют заранее подготовить список ключевых вопросов. Они не должны быть слишком громоздкими и занимать много времени для ответа. Целесообразно предоставить список вопросов перед телефонным звонком, конференцией или встречей. Это даст время подумать над ответами, собрать необходимые данные, оценить конфиденциальность задаваемых вопросов пригласить необходимых людей на встречу. Первая встреча должна стать начало долговременного сотрудничества. Если представители вашей организации были приглашены на экскурсию, сотрудники, входящие в команду, должны хорошо знать организацию, процесс, неплохо знать друг друга. В такую команду нельзя включать людей, склонных к конфликтам. После знакомства с работой организации партнера специалисты, входящие в команду, продолжают работать друг с другом.

Необходимо послать благодарственное письмо, проверить полученные данные, составить отчёт.

Шаг 8. Определение разрыва.

Под разрывом понимается разница между настоящим состоянием организации и состоянием, в котором хотелось бы находиться. Разрыв может быть позитивным, нулевым и негативным. При тщательном выборе партнёра и аккуратно собранных данных позитивные разрывы возникают не часто. Нулевой разрыв свидетельствует о том, что ваша организация находится на уровне организации партнёра по бенчмаркингу. Используя информацию, собранную в процессе сравнений, нулевой разрыв можно превратить в позитивный. Негативный разрыв - это нормальный результат хорошего процесса сравнения. Это призыв к действиям, к внедрению плана улучшений.

Шаг 9. Оценка возможного уровня достижений в будущем.

На этом этапе разрабатывают предложения и планы на будущее. План улучшений должен брать в расчет стратегию сравнения. Необходимо определить темпы улучшений, которые ваша организация имела в прошлом, спрогнозировать рост, полученный после улучшений. Для того чтобы стать лучшими, надо помнить, что ваш партнёр по бенчмаркингу тоже будет совершенствовать свою деятельность.

Шаг 10. Представление результатов сравнения.

Иногда случается так, что выбранное ранее организацией направление необходимо поменять. Это сложная задача. Для успеха необходимо заручиться поддержкой руководства и тех сотрудников, которым предстоит внедрять эти изменения.

Реакция на предполагаемые изменения может быть различной: от открытой враждебности или скептицизма до согласия или, что случается редко, энтузиазма. Дело усложняется, если компания осуществляет свою деятельность успешно: тогда требуется больше усилий, чтобы доказать необходимость перемен.

Какую форму убеждения выбрать, зависит от сложившихся обстоятельств, от сотрудников, с которыми предстоит иметь дело. Могут быть приняты следующие формы: письменная (отчеты, составление писем и т.д.); электронная (компьютерные отчеты); устная (презентации). Если в организации существует группа людей, особенно обеспокоенных предлагаемыми переменами, можно сделать презентацию специально для них перед общей презентацией, для того чтобы нейтрализовать их обеспокоенность или уменьшить ее. Необходимо быть готовым к ответу на вопрос: что будет, если предлагаемые улучшения не удастся внедрить?

Шаг 11. Установление целей и разработка плана действий.

На этом этапе разрабатываются как долгосрочные планы, так и краткосрочные. Хорошие цели должны быть труднодостижимыми, но реалистичными. Они не должны быть настолько сложны, чтобы создать у сотрудников состояние разочарования, но и не должны быть слишком легкими. Затем хорошие цели должны быть переведены в хорошие планы. Планы должны учитывать повторяющийся характер процесса сравнения.

Шаг 12. Внедрение плана.

На этом этапе применяются традиционные подходы управления. План лучше всего выполнять по графику, помня о планируемых затратах. Выявление и решение проблем необходимо осуществлять на ранней стадии. Сотрудники, занимающиеся внедрением плана, должны иметь определенную свободу действия.

Руководитель должен четко знать, какой результат он ожидает от каждого действия. Если это необходимо, должны проводиться подготовительные образовательные программы для руководителей и служащих. Перемены могут проходить эффективно только тогда, когда их понимают, иначе они пугают.

Шаг 13. Проверка идущего процесса.

На этом этапе осуществляется проверка того, насколько хорошо ваша организация использует инструмент сравнения. Необходимо обратить внимание на следующие направления:

1. Включены ли в планы, разработанные в продолжение шага 11, продолжения выполнения процесса сравнения?

2. Какая часть планов базировалась на результатах процесса сравнения?

3. Приняли ли сотрудники вашей организации идею проведения сравнений как путь внедрения новых улучшений, которые дополняли бы их собственные идеи об улучшениях?

4. Охватывал ли процесс сравнений всю организацию?

5. Смогли ли вы заинтересовать идеей сравнений сотрудников организации?

Шаг 14. Оценка движения к целям.

Должна быть продумана система измерений, а также система отчётности. Система управления должна включать наблюдение за выполнением планов. Если наблюдения выявили проблему в какой-либо области, корректировку действий необходимо начать как можно скорее. Если при внедрении плана особо крупных проблем не возникает, внимание должно быть уделено системе поощрения участников.

Шаг 15. Пересмотр целей и возврат к первому шагу.

Периодическое обновление целей необходимо для достижения и сохранения лидерства. Новые цели обычно устанавливаются на принципиально новом уровне. С каждым разом повторение процесса сравнений будет легче при наличии определенного опыта. Специалисты советуют не сокращать цикл, возвращаясь к шагу 7, - возврат должен осуществляться к шагу 1, а затем должна быть рассмотрена необходимость каждого шага.