Cals- технологии
В настоящее время применение современных информационных технологий является одним из главных инструментов повышения качества выпускаемой продукции и эффективности промышленного производства. Ситуация на мировом рынке наукоёмкой продукции развивается в сторону полного перехода на безбумажную электронную технологию проектирования, изготовления и сбыта наукоёмкой продукции. В настоящее время невозможно будет продать на внешнем рынке продукцию машиностроения без соответствующей международным стандартам безбумажной электронной документации. Электронные технологии поддержки всех этапов жизненного цикла продукции называются CALS-технологиями. Применение CALS-технологий является чрезвычайно актуальной задачей для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Без применения современных технологий автоматизации у предприятий-производителей наукоёмкой продукции просто нет будущего. Дело в том, что, не владея этими технологиями, отечественные предприятия не смогут взаимодействовать на одном информационном языке с отечественными и зарубежными заказчиками и потребителями продукции. Но главное состоит в том, что применение CALS-технологий позволяет значительно снизить себестоимость производимой продукции при значительном одновременном повышении её качества и удобства эксплуатации. Таким образом, не применяя новых технологий, отечественные предприятия-производители наукоёмкой продукции становятся неконкурентоспособными на внешнем рынке, а в перспективе и на внутреннем рынке.
Минобрнауки Российской федерации было организовано выполнение комплекса научно-исследовательских работ, обеспечивающих эффективную реализацию указанных технологий в промышленности. В настоящее время Научно-исследовательским центром CALS-технологий «Прикладная логистика», созданным Минобрнауки России и Агентством по техническому регулированию, выполнены исследования, которые позволяют внедрять CALS-технологии для решения конкретных задач повышения качества и конкурентоспособности наукоёмкой продукции, производимой ведущими предприятиями-экспортерами.
По результатам работ, выполненных НИЦ CALS-технологий, проводилась апробация первых отечественных разработок в области CALS-технологий на предприятиях различных отраслей промышленности. Апробация проводилась в: АВПК «Сухой», АО «Туполев», на Воронежском механическом заводе, в авиационном производственном объединении Комсомольска – на - Амуре, Конструкторском бюро приборостроения (г. Тула), Центральном НИИ технологии судостроения (г. С-Петербург), Уфимском моторостроительном производственном объединении и др.
Первый опыт практического применения CALS-технологий свидетельствует, что отечественные предприятия могут использовать указанные технологии как средство кардинального решения проблемы повышения качества и конкурентоспособности производимой наукоёмкой продукции. Для того чтобы интеграция данных стала давать ощутимую отдачу, необходимо разработать продуманную стратегию её внедрения и чётко следовать ей.
На данный момент практически на всех предприятиях машиностроительного комплекса возникла необходимость создания безбумажного документооборота, в результате чего руководством были разработаны приказы «О переходе на безбумажный документооборот» или «Внедрение системы электронного документооборота», но структуры реализующей этот переход на большинстве предприятий фактически нет. В итоге подразделения связанные с автоматизацией - АСУП и САПР начали своими силами, т.е. не имея общего плана перехода на безбумажный документооборот, а часто и не взаимодействуя друг с другом, бессистемно разрабатывать и внедрять средства локальной автоматизации. Результатом такого подхода стало появление островков автоматизации плохо или совсем несвязанных между собой.
Отсутствие чёткой стратегии и структуры в первую очередь, и при недостаточных финансовых средствах во вторую (на самом деле вкладывать сильно ограниченные денежные ресурсы, во что попало нецелесообразно) привело к следующим проблемам:
появлению разрозненной системы управления данными об изделии;
отсутствию связи систем между собой;
несогласованности применения различного ПО (программного обеспечения);
необходимостью увеличения пропускной способности сети;
работе в реальном времени;
нерациональному использованию средств.
Для решения уже возникших проблем и проблем, неминуемо возникающих в будущем необходима стратегия. Чем раньше она будет сформирована, тем меньшее количество средств будет потрачено нерационально.
Автоматизация проектной деятельности – не самоцель. Комплексная (сквозная) автоматизация и информатизация рассматриваются как средство эффективного управления процессами (проектирование, технологическая подготовка производства, нормирование его и планирование, анализа качества изделий, их модификаций и т.д.) с целью производства конкурентоспособной продукции, повышения уровня его качества, соответствующего требованиям потребителя.
Сегодня инвестиции в информационные технологии предприятий дают даже больший экономический эффект, чем инвестиции непосредственно в производство. Эффективная автоматизация всех этапов производственной деятельности предприятия возможна только на основе единых сред – методической, организационной и информационной. При наличии единой информационной среды наличие единой программной среды и единой технической среды является желательным, но не определяющим условием.
Решение задачи создания единой информационной среды – это реализация концепции CALS (Continuos Acquisition and Life-Cycle Support), что переводится, как «непрерывное развитие и поддержка жизненного цикла»
Использование CALS-технологий позволяет предприятию производителю наукоемкой продукции:
усовершенствовать процессы в ходе жизненного цикла;
снизить сроки выпуска продукции на рынок;
заказчику — сократить стоимость заказа и дальнейшей его эксплуатации, учитывая, что стоимость поддержки наукоёмкого изделия в работоспособном состоянии равна или превышает стоимость его приобретения.
В настоящее время поставка готового изделия (особенно на экспорт) с большим объёмом традиционной бумажной документации существенно снижает его конкурентоспособность, поскольку делает невозможным взаимодействие с автоматизированными системами материально-технического снабжения для проведения профилактических и ремонтных работ.
Во всём мире де-факто (для обеспечения конкурентоспособности изделий) и де-юре (наличие нормативных документов по стандартизации, имеющих статус рекомендуемых) техническая документация на изделие должна быть представлена в форме интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР).
ИЭТР — это электронный документ, формируемый в значительной степени автоматически на основе конструкторского описания, представляющий собой базу данных и средств визуализации, использующих возможности мультимедиа (текст, графика, видео, аудио).
Кроме того, необходимо собрать всю информацию об изделии в интегрированной базе данных и обеспечить совместное использование этой информации в процессах проектирования, производства и эксплуатации. Для этой цели применяют систему управления инженерными данными, основанную на стандартизованной модели данных и интерфейсе доступа и работы с этими данными.
Таким образом, технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла продукции (CALS) позволяют:
решать различные задачи, связанные с обработкой данных об изделии;
создавать многовариантные документы (например, предназначенные для работы с гаммой или семейством изделий, имеющих отличия);
обеспечивать доступ к содержимому документа в соответствии с категорией пользователя и уровнем допуска к документам;
создавать многоязычные документы;
использовать все стандартизованные способы представления информации (текстовая информация, изображения (растровые, векторные), аудио-, видеоинформация;
проводить подготовку ИЭТР в универсальном виде, который позволяет различным пользователям использовать их без предварительной специальной обработки или адаптации.
CALS переводится как «непрерывное развитие и поддержка ЖЦ». В русской интерпретации этого определения заложены глубокие бизнес - идеи, связанные с организационными вопросами повышения конкурентоспособности изделия. Согласно концепции CALS, преобразование ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный процесс должно происходить за счёт реструктуризации составляющих ЖЦ подпроцессов. Бизнес - идеи CALS касаются методики такого преобразования.
Первая часть термина «CALS» звучит как «Continuous Acquisition», что в дословном переводе означает «непрерывное приобретение». ЖЦ современного промышленного изделия может продолжаться длительное время. За это время изделие, во избежание морального устаревания, постоянно модернизируется, приобретая новые качества, т.е. развиваясь. Процесс же развития изделия происходит не сам по себе, а как результат взаимодействия поставщика и потребителя изделия (потребитель выдвигает требования, а поставщик реализует их, проводя перепроектирование и модернизацию изделия). Таким образом, CALS предполагает использование не фиксированных схем взаимодействия поставщика и потребителя изделия, а их улучшение (развитие) в течение всего ЖЦ изделия. Следовательно, под непрерывным развитием понимается постоянное улучшение (развитие) в течение ЖЦ как самого изделия, так и методов взаимодействия поставщика и потребителя.
Словосочетание «Life cycle Support» переводится как «поддержка ЖЦ». Замечено, что значительная часть проблем, возникающих при эксплуатации, обслуживании, ремонте и модернизации изделия, связано с неверными конструкторскими или технологическими решениями, принятыми при разработке изделия. Такие ошибки, заключающиеся в игнорировании требований перечисленных этапов ЖЦ, оказывают значительное влияние на увеличение стоимости владения изделием и времени вынужденного простоя изделия. Исправление подобных ошибок всегда связано с еще более значительными расходами. Идея, касающаяся поддержки ЖЦ изделия, состоит в оптимизации стоимости всего ЖЦ изделия за счёт правильного распределения затрат по этапам ЖЦ. Предлагается увеличить инвестиции в проект изделия на начальных этапах ЖЦ с тем, чтобы изделие было более приспособлено к условиям эксплуатации. Это может быть реализовано путём организации проектирования изделия с использованием методик: параллельного проектирования;
организации комплексных рабочих групп, включающих специалистов из различных предметных областей: конструкторов, технологов, экспертов по эксплуатации, обслуживанию, ремонту и модернизации изделия;
организации интегрированной логистической поддержки изделия.
В таком случае удастся снизить затраты на последующие этапы ЖЦ и полученная экономия будет с избытком компенсировать дополнительные инвестиции на этапе проектирования. При этом в выигрыше окажется и поставщик изделия (увеличится цена изделия), и потребитель изделия (сократится общая стоимость владения изделием).
По сравнению со странами Запада, выигрыш отечественной промышленности от такого подхода в процентном отношении должен быть ещё больше. Дело в том, что если на западных предприятиях возможности повышения эффективности управления неинформационными ресурсами практически исчерпаны, то в РФ ещё существует большое поле деятельности, связанное, в первую очередь, с оптимальной организацией процессов ЖЦ.
Концепция CALS – это преобразование ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный информационный процесс.
Информация является важным ресурсом предприятия. Современное промышленное изделие состоит из двух равнозначных компонентов: физического воплощения изделия «физический продукт» и информационного воплощения изделия «интеллектуальный продукт», т. е. данных об изделии. При этом физический продукт начинает появляться только на этапе производства изделия и заканчивает существование на этапе утилизации изделия. В то же время, интеллектуальный продукт начинает свое существование вместе с началом ЖЦ изделия (с этапа маркетинга и изучения рынка) и может продолжать существовать (правда, в «замороженном» виде) даже после окончания ЖЦ изделия. На начальных этапах ЖЦ изделия (маркетинг, проектирование, разработка процессов) интеллектуальный продукт тождественен самому изделию, т.к. физического продукта ещё не существует в природе.
Повышение качества изделия, повышение его конкурентоспособности напрямую связано с внедрением концепции CALS и направлено на преобразование ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный процесс. Такой подход стал реальностью благодаря бурному развитию новых технологий обработки, хранения, доступа и передачи информации вне зависимости от способа ее представления, количества и местонахождения. Новые информационные технологии, включающие технологии хранения данных, технологии обмена информацией в глобальных сетях, объектно-ориентированный подход, методы искусственного интеллекта, являются основным средством реализации концепции CALS.
Основными выгодами, получаемыми от применения CALS, являются:
Сокращение времени выхода изделия на рынок (сокращение временных издержек);
Сокращение стоимости ЖЦ (сокращение материальных издержек),
Повышение качества изделия.
- Тема 5. «Совершенствование производственных процессов и технологий» Бенчмаркинг Бенчмаркинг - на пути к высшим достижениям
- 1. Содержание бенчмаркинга
- 2. Виды бенчмаркинга и его эволюция
- 3. Функционирование бенчмаркинга
- 3.1. Целеполагание
- 3.2. Объект исследования
- 3.3. Виды анализа
- 3.4. Принципы и этапы процесса бенчмаркинга
- 1. Определение объекта анализа превосходства.
- 2. Выявление партнёров по анализу превосходства.
- 3. Сбор информации.
- 4. Анализ информации.
- 5. Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений.
- 3.5. Обучение при помощи анализа превосходства
- 1. Иметь волю и мужество, чтобы осознать наличие проблемы.
- 2. Выявить, что известно по теме и от кого.
- 3. Получить информацию и впитать в себя знания.
- 4. Внедрение и совместное проведение опытов, чтобы укрепить знания.
- 5. Зафиксировать удачные способы действий и постоянно улучшать работу предприятия.
- 6. Тренировать способности: использовать вновь приобретённые знания.
- 4. Бенчмаркинговый подход в маркетинге
- 10 Рекомендаций по успешному проведению проекта бенчмаркинга
- Американская премия м. Болдриджа
- Модель совершенствования бизнеса на основе философии всеобщего управления качества
- 1. Ориентация на результат
- 2. Ориентация на потребителя
- 6. Непрерывное обучение, инновации и улучшение
- 7. Развитие партнерских отношений
- 8. Корпоративная социальная ответственность
- 1. Европейская премия efqm (финалисты, призеры, лауреаты);
- 2. Признание совершенства;
- 3. Стремление к совершенству.
- Совершенствование производственных процессов и технологий
- Управление производственной мощностью Принцип 1
- Принцип 2
- Управление запасами
- Принцип 3
- Принцип 4
- Принцип 5
- Принцип 6
- Принцип 7
- Принцип 8
- Управление цепью поставок и снабжения
- Принцип 9
- Принцип 10
- Принцип 11
- Развитие производственного потенциала и наращивание производственных возможностей
- Принцип 12
- Cals- технологии
- Стратегия cals
- Cals - технологии
- Методы обследования деятельности
- Анализ существующих бизнес-процессов
- Методика структурного представления функций
- Реализация методологии инжиниринга бизнес-процессов
- Понятия инжиниринга и реинжиниринга
- Технология реинжиниринга
- Методика перепроектирования бизнес - системы
- Построение модели «как должно быть» и практические рекомендации по системному исследованию
- 1. Горизонтальное сжатие
- 2. Вертикальное сжатие
- 3. Изменение порядка работ
- 4. Использование информационных технологий
- Система 20 ключей (Практическая программа революционных преобразований на предприятии)
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 5
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Уровень 5:
- Уровень 1:
- Уровень 2:
- Уровень 3:
- Уровень 4:
- Тема 6: «Психологические аспекты и вопросы работы с персоналом при реализации методов tqm»
- Tqm против авторитарного стиля управления!
- Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации
- Основные трудности внедрения системы менеджмента качества и принципов tqm: