5.2. Модели конвективного теплообмена
Обычно рассматривают замороженный или равновесный пограничный слой на проницаемой (непроницаемой) каталитической (некаталитической) гладкой (шероховатой) поверхности. Характер течения и тепломассообмена в пограничном слое реагирующего газа определяет значение отношения времени нахождения частицы газа tП в слое к времени протекания химической реакции tр, именуемого числом Дамкелера [9]:
,
где Кr— константа скорости реакции; Ма — масса атома; L — характерный размер.
Для РДТТ, работающих на топливах с температурой продуктов сгорания 3400...3600К, оценка значений чисел Дамкелера по тракту двигателя при наличии тримолекулярных реакций рекомбинации представлена в табл. 5.1.
Рассмотрены две реакции, отличающиеся по значениям скорости примерно на два порядка; значения Кr взяты по данным работы [9]. В общем случае в пограничном слое тракта РДТТ реализуются три режима:
Da, в каждой точке пограничного слоя успевает установиться локальное термохимическое равновесие, и пограничный слой считается равновесным. Профили концентраций каждого компонента не зависят от процессов переноса, а определяются локальными значениями темпе ратуры и давления (Da=47,5 в табл. 5.1);
Da1, скорости химических и переносных процессов имеют один порядок, и пограничный слой считается неравновесным (Da=1,98 в табл. 5.1);
Da0, влияние химических реакций на процессы в пограничном слое несущественно, и. пограничный слой считается замороженным (Da0,5*102 в табл. 5.1.).
Данные табл. 5.1 показывают, что за минимальным сечением сопла пограничный слой можно уверенно считать замороженным, а в корпусе двигателя и в трансзвуковой области сопла существует некоторый произвол в определении режима, связанный с выбором определяющей реакции и значения ее констант. При проектировании пограничный слой в дозвуковых частях тракта РДТТ считают равновесным, а в сверхзвуковых — замороженным.
Практика проектирования выработала три подхода к определению тепловых потоков в стенках тракта:
на основе критериальных формул и интегральных соотношений теории пограничного слоя;
на основе интегральной теории С.С. Кутателадзе — А.И. Леонтьева;
на основе теории пограничного слоя в полной форме дифференциальных уравнений в частных производных с различными гипотезами замыкания турбулентности.
Области применения моделей конвективного теплообмена по тракту РДТТ представлены в табл. 5.2.
Таблица 5.1
Характер течения и тепломассообмена в пограничном слое
реагирующего газа на различных участках газового тракта
Реакция рекомбинации | Параметр процесса в слое | Корпус | Область сопла | ||
Минимальное сечение | Сечение у=3 | Сечение у=5 | |||
СО+О+ СО СО+СО2
ОН+Н+СО НО+СО | L/Ue
Da
Da | 0,01
2,6 0,1
3,3*1016 47,5 | 0,001
2,54 0,3
3,64*1016 1,98 | 0,001
2,04 0,5
6,1*1016 0,5*102
| 0,001
1,75 0,28
7,95*1016 0,43*102 |
Таблица 5.2
Области применения моделей конвективного теплообмена в РДТТ
Пограничный слой | Определение тепловых потоков | Область применения | Реализация |
Оссесимметричный нес-тационарный на шеро-ховатой проницаемой поверхности каталити-ческой стенки Оссесимметричный нес-тационарный на шеро-ховатой проницаемой поверхности
Плоский турбулентный пограничный слой на гладкой непроницаемой поверхности
Двухфазный плоский при отсутствии взаимо-действия частиц со стенкой | Решение уравнений пограничного слоя в полной форме с моделями турбу-лентности Решение уравнений интегральной теории с опытными законами трения и тепломассообмена Расчеты по приб-лиженным анали-тическим зависи-мостям и эмпирии-ческим формулам
На основе интег-ральной теории с эмпирическими по-правками |
Сопло
Корпус, сопло
Корпус, участки сопла, элементы устройств соз-нания управляя-ющих сил
Участки сопла |
Применяется редко
Применяется часто
Применяется повсеместно
Применяется редко |
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами