logo search
приборы + электрообор / 0

1.7 Полеты в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли

К полярным районам относятся части земного шара, прилегающие к северному и южному географическим полюсам и ограниченные полярными кругами. Полет в полярных районах организуются и выполняются с учетом физико-географических и метеорологических условий этих районов, а также ряда особенностей самолетовождения в них, а именно:

- неустойчивости работы магнитных компасов;

- малого количества (недостаточности) естественных и искусственных ориентиров;

- частых изменений метеорологических условий;

- продолжительности полярного дня (ночи);

- нестандартно низких температур воздуха.

При выполнении полета в полярных районах Южного полушария Земли летный экипаж должен дополнительно учитывать:

- обратное (видимое) суточное движение небесных светил;

- особенность расположения верхней кульминации светил не в южной, а в северной части неба;

- обратный знак вертикальной составляющей магнитного поля Земли;

- поглощение радиоволн средневолнового диапазона при полетах над ледовым щитом Антарктиды;

- малые значения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли, проявляющиеся в ненадежной работе магнитных компасов, большим значением магнитного склонения;

- влияние периодического возникновения геомагнитных возмущений на прохождение радиоволн и работу магнитных датчиков;

- несоответствие времен года Северного и Южного полушарий Земли.

Полеты в полярных выполняются по ПВП днем и ППП днем и ночью. Специально подготовленным экипажам разрешаются полеты по ОПВП в ночное время. ВС, предназначенные для работы в Арктике и Антарктике, должны иметь специальную окраску и быть снабжены специальным снаряжением обеспечивающим возможность производить работы при автономном базировании (см. рис. 1.17).

Рисунок 1.17 - Самолет Полярной авиации

Для обеспечения полетов в глубь полярных районов на воздушных судах должно находиться специальное оборудование и снаряжение.

Каждое воздушное судно , предназначенное для выполнения полетов в Арктике и Антарктике, должно быть оснащено оборудованием, обеспечивающим надежное самолетовождение в этих условиях, радиостанцией для связи на средних волнах и аварийными УКВ и КВ радиостанциями.

К выполнению полетов в Арктике и Антарктике допускаются экипажи, прошедшие специальную подготовку. Личный состав подбирается с расчетом включения в экипажи части летного состава, ранее выполнявшего аналогичные работы.

При полетах в полярных районах Северного и Южного полушарий экипаж ВС обязан знать порядок использования бортовых радиотехнических и астрономических навигационных средств, учитывать частые изменения метеорологических условий, неустойчивость работы магнитных компасов, режим работы средств связи и РТО, дальность их действия, а также постоянно контролировать и знать свое местонахождение и остаток топлива.

Особенности подготовки и выполнения полетов в полярных районах.

При подготовке к полету в полярных районах экипаж дополнительно обязан:

- проверить наличие и исправность средств самолетовождения в соответствии с заданием на полет;

- убедиться в комплектности и исправности снаряжения, специального обмундирования и оборудования;

- сверить карты и лоции по имеющимся справочным материалам;

- проверить наличие неприкосновенного запаса продуктов питания, питьевой воды, аварийной радиостанции, сигнальных средств и специального снаряжения;

- проконсультироваться по вопросам самолетовождения с другими экипажами, имеющими опыт полетов в данном районе;

- составить штурманский (навигационный) план полета с учетом использования ортодромических и астрономических методов навигации.

При работах на дрейфующих, припайных и шельфовых льдах в Арктике и на материке Антарктиды полеты воздушных судов выполняются только в паре.