logo search
приборы + электрообор / 0

2.10 Вынужденная посадка вне аэродрома на сушу и воду

В случае, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности пассажиров и экипажа, командир воздушного судна имеет право принять решение о выполнении вынужденной посадки вне аэродрома.

Посадка ВС вне аэродрома приводит к деформации и разрушению ВС, и как следствие, его возгорание.

Обычно, последствия самые тяжелые, но необходимо помнить, что у экипажа не остается шансов спасти жизнь пассажиров, и свою в том числе, если не выполнить ее.

В случае вынужденной посадки основными факторами благополучного исхода являются состояние площадки, где будет выполнена посадка и профессионализм экипажа.

Обеспечение безопасности пассажиров при выполнении вынужденной посадки вне аэродрома требует от всех членов экипажа максимальной собранности, грамотных действий, дисциплины и высокого летного мастерства. Если экипаж будет четко выполнять действия предписанные в РЛЭ, значит спасение и безопасная эвакуация пассажиров после посадки будет гарантирована.

На различных ВС аварийная посадка производится (рекомендуется) в зависимости от конструктивных особенностей самого ВС.

Это происходит или с выпущенным шасси или, наоборот, с убранным. Многое зависит еще от состояния посадочной площадки.

Вынужденная посадка вне аэродрома может выполняться на сушу и на воду.

Приняв такое решение, он обязан сообщать (по возможности) диспетчеру о месте и времени предполагаемой посадки и включить сигнал бедствия .

Вынужденная посадка вне аэродрома выполняется в соответствии с требованиями РЛЭ или эквивалентного ему документа (см.рис. 2.12).

Рисунок 2.12 - Использование аварийных выходов при эвакуации пассажиров

О предстоящей вынужденной посадке вне аэродрома командир воздушного судна предупреждает всех членов экипажа и информирует пассажиров.

Второй пилот (штурман) обязан сообщить всем членам экипажа местонахождение воздушного судна, направление ветра, направление и расстояние до ближайшего аэродрома или населенного пункта, а над водной поверхностью – направление и расстояние до берега.

Если время и условия полета позволяют, то экипажу необходимо:

- включить сигнал бедствия;

- включить табло «Пристегнуть ремни» и «Аварийные выходы»;

- оказать помощь пассажирам при подготовке к вынужденной посадке, предложить им:

  1. пристегнуться привязными ремнями;

  2. освободиться от острых предметов (очков, авторучек, ножей и др.);

  3. снять обувь на высоком каблуке;

  4. в момент посадки принять рекомендуемую позу (голову положить на руки, руками накрест обхватить колени);

  5. мягкие вещи положить на колени для защиты головы.

- ознакомить пассажиров с расположением аварийных выходов, порядком их открывания и правилам покидания ВС (см. рис. 2.13);

Рисунок 2.13 - Аварийный выход в салоне воздушного судна

- на определенной РЛЭ высоте (1400-1500 м) выключить систему кондиционирования и разгерметизировать кабину;

- производить посадку с выпущенной в посадочное положение механизацией.

При посадке на сушу:

- выключить в начале выравнивания двигатели, закрыть пожарные краны и выключить аккумуляторы;

После посадки и остановки ВС полностью открыть все двери и аварийные выходы и организовать быструю эвакуацию пассажиров из ВС.

Если в результате повреждения ВС при посадке нельзя воспользоваться аварийными выходами, экипаж должен использовать любые средства для вывода пассажиров из ВС (в том числе прорубание обшивки фюзеляжа, для чего на борту ВС должен находиться топор).

При возникновении пожара на посадке необходимо принять все меры по эвакуации из ВС пассажиров и членов экипажа. В первую очередь эвакуируют женщин и детей, пожилых людей, инвалидов и раненых.

Если вынужденная посадка произошла в малонаселенной местности, то экипажу необходимо помнить, что на поиск ВС силами поиска и спасения будет потрачено несколько часов или дней, в зависимости от удаления от ближайшего аэродрома. Поэтому выживание, какое-то время, весьма актуальный вопрос в этой ситуации. В связи с этим экипаж обязан оказать необходимую помощь пассажирам и забрать с борта ВС средства сигнализации, аварийную радиостанцию и все то, что определено положением НПП, а также оставшиеся продукты и питьевую воду, верхнюю одежду, подушки кресел, топор, медицинские аптечки, фонарики и т.д.

После посадки вне аэродрома командир воздушного судна и другие члены экипажа обязаны оказать необходимую помощь пассажирам и, пользуясь средствами связи, сообщить на ближайший аэродром или местным органам власти о времени, месте вынужденной посадки, состоянии экипажа, пассажиров, воздушного судна и о необходимой помощи.

При посадке на воду:

Выполнение вынужденной посадки на воду имеет некоторые особенности и дополнения ко всем тем действиям, что описаны выше, а именно :

- при наличии времени повторно провести инструктаж пассажиров по действиям при посадке и аварийной эвакуации после остановки ВС на воде, применения индивидуальных и групповых спасательных средств (cм. рис. 2.14);

- при наличии ветра 9до 12-15 м/с) посадку производить в направлении, параллельным гребню волны, при этом направление ветра можно не учитывать. При более сильном ветре, а также при волне без наката садиться на воду следует против ветра и, по возможности, на нисходящий склон волны;

Рисунок 2.14 - Повторный инструктаж по применению спасательного жилета