logo search
приборы + электрообор / 0

2.4 Разгерметизация воздушного судна

Внезапная разгерметизация на большой высоте (более 8000 метров) – очень опасный особый случай и при неправильных, а главное несвоевременных действиях экипажа ВС приводит к трагическим последствиям. В считанные секунды давление падает до атмосферного, наступает удушье, температура в кабине снижается до 500 , капельки влаги превращаются в густой туман, в кабине резко ухудшается видимость. С декомпрессией связано три сложности:

  1. Ударный эффект, при котором члены экипажа ВС и пассажиры могут быть травмированы ударным воздействием воздушной струи.

  2. Резкое падение давления вызывает расширение воздуха в теле человека.

  3. Наступления гипоксия, т.е. удушья.

Очень неприятное и опасное явление при разгерметизации - расширение газа внутри тела. Это эффект открытой бутылки минеральной воды. В жизни человека азот и кислород адсорби руются кровью и тканями.

Если давление внезапно уменьшится, в различных частях тела могут образоваться газовые пузыри. Образованные в полостях где нет выхода (живот, пазухи носа, гнездо зуба) причиняют сильную боль. Газовые пузыри могут образовываться также в тканях и в суставах, вызывая болевые ощущения.

Во время быстрой декомпрессиивоздух внутри легких расширяется и с силой выходит через рот и нос. Люди могут перенести внезапную декомпрессию при отсутствии отрицательного последствия до тех пор, покатрахеябудет открыта.

В спокойном состоянии легкое может без труда выдержать внезапное удвоение своего объема. Но если легкиерасширяются слишком быстро, может произойти разрыв их оболочки, что позволит воздушным пузырям проникнуть в кровь человека через поврежденные стенки кровеносных сосудов.

Падение давления в салоне и пилотской кабине может сопровождаться гипоксией(кислородным голоданием).Чем она опасна и её характерные первые признаки?

Гипоксия - одна из главных опасностей разгерметизации кабины. Последствия для человека: помутнение рассудка, путаница в мыслях, замедленность в оценке ситуации и принятии решения, головокружение и в предельном случае - потеря сознания.

Отмечаются и такие симптомы - учащенное дыхание, головная боль, усталость, потливость, потеря координации движений, ухудшение зрения. Нехватка кислорода в крови вызывает посинение губ и пальцев под ногтями, а также покалывание, тошнота и ощущение холода.

На больших высотах тяжесть этих симптомов возрастает. Если на высоте 9000 взрывная декомпрессия вызывает потерю сознания через одну минуту, то на высоте 12000 м - через 18 секунд!

Несмотря на то, что разгерметизация кабины самолета – явление редкое, и даже если она происходит, вероятность фатального исхода высока. Полет на боль- шой высоте должен исключать даже малейший риск разгерметизации.

Взрывная декомпрессия– всегда явление случайное, неожиданное, тем чудовищнее могут быть последствия. И пилоты всегда должны быть готовы к дей-ствиям в при таком особом случае.

Безопасность полета в данном случае обеспечивается немедленным использованием кислородных масок и переводом ВС в экстренное снижение

При разгерметизации ВС, требующей выполнения экстренного снижения, экипаж обязан :

- применить по очереди кислородные маски, не теряя контроля по управлению воздушного судна;

- приступить к экстренному снижению до высоты 4200 м или менее, но во всех случаях не ниже нижнего безопасного эшелона в районе полета, действую в соответствии с требованиями РЛЭ;

- включить сигнал бедствия и доложить диспетчеру органа ОВД;

- проверить состояние здоровья пассажиров и при необходимости оказать им помощь;

- принять решение о следовании на аэродром назначения или на ближайший запасной аэродром.

Режим экстренного снижения характеризуется :

- лимитом времени при принятии решения и выполнения необходимых действий;

- полетом с числом М и приборными скоростями, близкими к предельно допустимым, превышение которых запрещено РЛЭ;

- изменением конфигурации ВС (выпуск шасси, механизации) и режима работы двигателей;

- изменением перегрузки в сторону увеличения и возможным превышением их предельных значений.

Аварийное снижение при разгерметизации воздушного судна.

В случае выполнения аварийного снижения КВС по СГУ (PA) будет дана команда:- «Это командир! Аварийное снижение!», «Аварийное снижение!»

При этой команде необходимо надеть кислородные маски, пристегнуть привязныеремни.

Еслипосле разгерметизации ВС нет команды КВС: -«Это командир! Экипажу, аварийное снижение! Аварийное снижение!» и аварийноеснижение не началось - старший бортпроводник (илиближайший ккабине член кабинного экипажа) должен связаться слётным экипажем по Interphone или как можно быстрее зайти в пилотскуюкабину для контроля самочувствия членов лётного экипажа.

Если после разгерметизации ВС аварийное снижение началось и КВС дал команду: -«Это командир! Экипажу, аварийное снижение! Аварийное снижение!»,оставаться на своих местах до команды лётного экипажа об окончанииаварийного снижения. После окончания аварийного снижения КВС по СГУ (PA) дает команду: -«Это командир! Аварийное снижение окончено Старший бортпроводник в кабину!»

Если через10 минутпослеразгерметизации ВС командыкомандира воздушного судна об окончании аварийного снижения не последовало необходимо:

- передвигаясь по салону от одной свободнойкислородноймаски к другой добраться до ближайшего переносного кислородного баллона и перейтина дыхание отнего;

- связаться с пилотской кабиной по СПУ (Interphone), в случае если нет ответа - зайти в кабину для выяснения обстановки и контроля самочувствия членовэкипажа.