logo search
приборы + электрообор / 0

4.1 Краткая характеристика этапов наземного обслуживания воздушного судна на аэродроме назначения (промежуточном аэропорту)

Наземное обслуживание воздушных судов начинается с момента постановки самолета на оперативную стоянку с целью подготовки его к вылету и заканчивается отправлением воздушного судна в виде начала его движения, связанного с вылетом.

Процедуры выполнения работ при наземном обслуживании включают в себя:

a) обслуживание на месте стоянки:

- встреча и выпуск самолёта;

- установка связи с экипажем;

- заземление самолёта;

- обеспечение электроснабжения самолета от наземного источника;

- кондиционирование воздуха в пассажирском салоне и кабине экипажа при помощи наземного источника;

- подогрев авиадвигателей и систем самолёта аэродромными подогревателями (при холодных погодных условиях);

- открытие/закрытие грузовых люков;

- запуск авиадвигателей с использованием устройства воздушного запуска;

- визуальный контроль за запуском двигателей;

- буксировка самолёта;

- внешний осмотр самолёта.

б) сервисное обслуживание самолета:

- обслуживание системы питьевой воды;

- обслуживание туалетной системы;

- заправка и слив топлива.

в) противо- и антиобледенительная обработка.

г) дезинсекционная обработка.

Наземное обслуживания воздушного судна- комплекс работ по приёму воздушного судна на стоянке, по подготовке к вылету и выпуску в полёт и состоит из следующих этапов:

- встреча;

- буксировка;

- обеспечение наземным электропитанием;

- кондиционирование салона;

- разгрузка и загрузка;

- заправки;

- уборка салона;

- обеспечение бортпитанием;

- противообледенительная обработка;

- запуск двигателей;

- выпуск.

Встреча - работы по встрече воздушного судна включают в себя управление им с помощью визуальных сигналов во времяруленияв пределахстоянки, установку колодок, послеполётный осмотр воздушного судна(см. рис.4.1).

Рисунок 4.1 - Встреча воздушного судна у терминала аэропорта

Буксировка - необходима при ограниченности пространства аэродрома, делающей невозможнымрулениевоздушного судна на тяге собственных двигателей, а также для его перемещения без участия экипажа в ходе работ по техническому обслуживанию (см. рис. 4.2)

.

Рисунок 4.2 - Буксировка воздушного при ограниченности пространства аэродрома

Обеспечение наземным электропитанием - для уменьшения использованияВСУи экономии топлива электропитание систем самолёта на стоянке обычно осуществляется от наземного источника. Большинство воздушных судов в настоящее время используют трёхфазный электрический ток фазным напряжением 115 В частотой 400 Гц. Некоторые типы воздушных судов используют постоянное напряжение 28 В.

Заправки- для вылета самолёт заправляется пресной водой и топливом. К заправке также может быть отнесён слив содержимого приёмных баков туалетных систем.

В зависимости от конструкции воздушного судна, может понадобиться заправка туалетной системы спецжидкостью. Заправки другими жидкостями (масла, жидкости для гидросистем) и газами (например, кислород) относятся к воздушного судна (см. рис. 4.3).

Рисунок 4.3 - Заправка воздушного судна специальными жидкостями (масла, жидкости для гидросистем и др.)

Кондиционирование салона- производится от наземного источника в целях сокращения потребления топлива и уменьшения нагрузки на самолётные системы. В условиях холодного климата осуществляется подача подогретого воздуха, а в жаркое время — охлаждённого. Воздух подаётся в самолётную систему кондиционирования (СКВ) с помощью рукава (тонкостенногошлангабольшого диаметра) черезбыстроразъёмное соединениев системе кондиционирования воздушного судна, закрытое обычно лючком вобшивке.

Уборка салона- производится для удаления мусора и загрязнений из салона воздушного судна и его кабины и подготовки к приёму пассажиров. Обычно включает вынос содержимого мусорных баков, очистку загрязнённых чехлов сидений кресел и привязных ремней пассажиров и экипажа, уборку мусора пылесосом и влажную протирку элементов интерьера салона (стёкол окон, зеркал, подлокотников, багажных полок и их крышек). Объём уборки зависит от формы обслуживания воздушного судна и отпущенного на уборку времени. Также может полностью или частично производиться с помощью экипажа воздушного судна (обычно кабинного — бортпроводников) для сокращения времени стоянки воздушного судна и затрат авиакомпании (см. рис. 4.4).

Разгрузка и загрузка багажа- обычно производятся выделенными бригадами. Они могут оснащаться вспомогательной техникой — малогабаритными тягачами для тележек, транспортёрами, подъёмниками и автомашинами для обработки контейнеров.

Обеспечение бортпитанием - бортпитанием называется пища и напитки для употребления пассажирами и экипажем воздушного судна в течение полёта. Снабжение производится выделенной службой с использованием автомашин, оснащённых автолифтом — поднимающимся на уровень дверей воздушного судна с помощью гидроподъёмников кузовом

Рисунок 4.4 - Уборка салона воздушного судна перед повторным вылетом

Обеспечение бортпитанием - бортпитанием называется пища и напитки для употребления пассажирами и экипажем воздушного судна в течение полёта. Снабжение производится выделенной службой с использованием автомашин, оснащённых автолифтом — поднимающимся на уровень дверей воздушного судна с помощью гидроподъёмников кузовом.

Противообледенительная обработка - проводится при необходимости для удаления с поверхностей воздушного судна замёрзших осадков или для предотвращения их появления. Обычно производится на выделенных площадках, куда воздушное судно после окончания загрузки груза, багажа и посадки пассажиров буксируется тягачом. Возможна также обработка при запущенных двигателях и обработка на месте стоянки - это зависит от правил, действующих в конкретном аэропорту(см. рис. 4.5 ).

Рисунок 4.5 - Противообледенительная обработка воздушного судна перед вылетом

Запуск двигателей - производится экипажем воздушного судна под наблюдением наземного персонала, так как обычно экипаж не имеет возможности наблюдать за выхлопной частью двигателей и контролировать их состояние визуально. Наземный персонал перед запуском и во время него следит за тем, чтобы в опасных зонах вокруг двигателей и воздушного судна не находились посторонние предметы, люди и спецтранспорт; за отсутствием течей жидкостей и видимых отклонений в работе двигателей и систем воздушного судна. После проведения противообледенительной обработки воздушное судно должно вылететь в течение 20 минут, иначе требуется повторная обработка.

Выпуск - включает в себя предполётный осмотр воздушного судна, наблюдение за запуском двигателей (при необходимости обеспечение запуска от наземного источника сжатого воздуха или электропитания) и, часто, буксировку воздушного судна от места стоянки до места запуска двигателей. Ответственным за выпуск лицом организуется визуальная, проводная или радиосвязь. После получения от экипажа доклада о нормальной работе систем воздушного судна, выпускающий отключается от проводной связи и переходит на визуальную связь впереди и сбоку от воздушного судна. После получения экипажем разрешения у диспетчера руления, экипаж визуальным сигналом запрашивает у выпускающего разрешение на начало руления. При отсутствии помех для выруливания выпускающий жестом разрешает выруливание, и воздушное судно рулит к месту взлёта.