3.4. Разброс параметров рдтт
Отклонение скорости горения, расходного комплекса и других параметров двигателя, заряда и продуктов сгорания твердого топлива от номинальных значений вследствие технологических и эксплуатационных отклонений приводят к изменениям давления, скорости истечения, расхода, пустотной тяги РДТТ и времени горения заряда (отсечку тяги здесь не рассматриваем). Эти вариации в линейном приближении рассчитываются по соотношениям [29]:
;
;
;
;
;
где ;
;
.
Здесь - коэффициент линейного расширения твердого топлива;.
Часть из этих вариаций может быть известна, например, отклонения скорости горения и отклонения температуры зарядапо результатам измерения.
Тогда (в линейном приближении) соответствующие этим известным вариациям иотклонения давления, расхода и пустотной тягиравны:
;
;
.
Вследствие того, что скорость горения (а также температура) измеряется с ошибками (систематической х и случайной ), реальное отклонение скорости горенияотличается от измеренного:
.
Рассматривая сумму отклонений независимых определяющих параметров как суперпозицию неслучайных (известных) и случайных величин с нулевыми значениями математического ожидания и известными дисперсиями , можно получить оценки отклонений и предельных значений выходных характеристик РДТТ во всех условиях эксплуатации. Для предельных отклонений давления и расхода имеем
;
,
где ,
,
.
Основное влияние на разброс давления и расхода РДТТ оказывают отклонения скорости горения из-за технологических особенностей изготовления и из-за отклонения температуры заряда (;) и значение показателя степениv в зависимости скорости горения от давления.
Серии экспериментальных зависимостей pK(t) и их характерных точек (времени задержки воспламенения и выхода на режим, максимальных и средних давлений и др.) обрабатываются методами математической статистики и теории случайных функций.
По мере разгара канала в условиях квазистационарной работы при случайном характере изменения скорости, горения по длине заряда поверхность канала искривляется, а в начальный период на уровень давления и его дисперсию оказывает влияние движение газов (эрозионное горение, газодинамическое сопротивление).
Поэтому дисперсия давления как функция времени может иметь минимум. Вследствие образования случайной волнистой поверхности канала фронт горения будет достигать наружную поверхность различных зарядов в разных местах ив различное время. После этого происходит дегрессивное догорание остатков. Методами статистических испытаний можно рассчитать временные характеристики случайных процессов p(t), m(t) на квазистационарном участке; участке спада и в период выхода на режим.
Наглядное представление о статистических характеристиках таких процессов дает каноническое разложение результатов серии испытаний по собственным неслучайным функциям .
Например, на квазистационарном участке работы давление можно представить в виде
,
где — независимые одна от другой случайные величины с убывающими дисперсиями; в случае разложения Карунена-Лоеваубывают наиболее быстро (рис. 3.3).
Если одновременно работает п двигателей, то время работы пакета совпадает с минимальным временем горения одного из зарядов () и возникают нерабочие остатки топлива:
(;m— номинальный расход топлива).
Математическое ожидание значения остатков топлива в пакете Мт= =-mnM, а дисперсия остатка включает коэффициенты ковариации порядковых статистик :
.
Например, для п=2 имеем статистические характеристики для размаха, а при п=4 =0,492 и 2=1,016.
Несколько двигателей, работающих одновременно, могут быть соединены газопроводом. Из-за перетекания газов по соединительному газопроводу выравниваются давление и тяговые характеристики.
При расчете площади проходного сечения соединительного газопровода FГ можно пользоваться уравнениями установившегося перетекания газов, которое может быть представлено в виде, удобном для вычисления площади проходного сечения газопровода:
.
Относительная площадь проходного сечения соединительного газопровода линейно зависит от относительной разности давлений в не сообщающихся двигателях/рср. В случае т=0,66 (к=1,25); v=0,68 и =0,5 площадь газопровода, выравнивающего перепад давлений от /рср=0,11 до /рср=0,11, равна 0,15.
Скорость течения продуктов сгорания по соединительному газопроводу определяется отношением давлений и рассчитывается с помощью таблиц газодинамических функций [понаходится].
Предельное отклонение мощности ГГ от номинального значения [35]
,
где ;
.
Рис. 3.3. Статистические характеристики случайного процесса изменения давления в двигателе:
а — изменение среднего значения; б — наиболее значимые составляющие канонического разложения; 1, 2, 3 - составляющие.
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами