logo search
приборы + электрообор / 0

II Описание метеорологической информации, предоставляемой летному экипажу

A) Состав метеорологической информации и порядок предоставления

Метеорологическоеобеспечение полётов состоит в предоставлении экипажам воздушных судовполётной метеорологической документации или информации в виде инструктажа /консультации, а также может быть и то и другое, используемыхперед вылетом инепосредственно в полете.

Полётная метеорологическая документация, которой обеспечиваются экипажи приполетах продолжительностью более двух часов, в зависимости от необходимости еёприменения к маршруту полета, следующая:

- бланки прогнозов погоды по аэродрому посадки и запасным;

- данные о ветре и температуре воздуха на высотах;

- карты особых явлений погоды на маршруте;

- метеосводки по аэродрому посадки;

- информация SIGMET;

- донесения с борта воздушных судов (наблюдения экипажей).

Полетную документациюпредставляют в виде карт, таблиц, открытого текста с сокращениями.

Прогнозы погоды представляют в кодовой форме TAF или открытым текстом сиспользованием установленных сокращений (форма бланка раскодированияприлагается в конце подраздела данного РПП). Учитывая изменениеметеорологическихэлементов в пространстве и во времени, несовершенствометодов прогнозирования и ограничения в определении ряда элементов,прогностические значения любого элемента следует понимать как наиболее вероятное значение, которое элемент может принимать в течение периода действияпрогноза. Время возникновенияили изменения явления погоды, указанное впрогнозе, должно рассматриваться как наиболее вероятное время.

Основные международные метеорологические коды ВМО/ИКАО:

- METAR - регулярное сообщение о фактической погоде на аэродроме;

- SPECI - выборочное специальное сообщение об особых изменениях погоды на аэродроме;

- TAF - прогноз погоды по аэродрому;

- AIREP - наблюдения и донесение с борта воздушного судна;

- SIGMET - штормовое оповещение или предупреждение об опасных для авиации явлениях погоды в районе полетной информации.

Прогнозы погоды

Описание кодов, правила и последовательность кодирования и раскодированияинформации, таблицы для кодированияметеорологических элементов ииспользуемые сокращения содержатся в Наставлении по Метеорологическому ОбеспечениюГА, «Руководстве по авиационнойметеорологии» (док. ИКАО 8896-AN/893/4).

Прогнозы погоды по аэродрому составляются аэродромнымметеорологическиморганом и состоят из краткого сообщенияоб ожидаемых метеорологическихусловиях на аэродроме в течение определенного периода времени. Прогноз содержит сведения о приземном ветре, видимости, явлениях погоды и облачности, атакже обожидаемых существенных изменениях одного или нескольких элементов втечение данного периода времени. Прогнозы составляютсяна период действия 6, 9или 12 ч. Прогнозы выпускаются с заблаговременностью не менее 1 часа до началапериода их действия. Прогнозы по аэродрому составляются в формате кода TAFили открытым текстом с принятыми сокращениями. Прогнозы погоды для посадкипредназначены для экипажей ВС, следующих на аэродром и находящихся от него впределах 1 часа полётного времени.

Прогноз для посадки составляется аэродромнымметеорологическим органом с синоптической частью ежечасно, а также по запросам диспетчеров и экипажей воздушных судовна период 2 часа. Прогнозы для посадки составляются либо в виде самостоятельногопрогноза, либо в виде прогноза типа «тренд». Самостоятельный прогноз погоды «на посадку» состоит из краткого изложенияожидаемыхметеорологических условий в районе аэродрома и содержит сведения о следующихэлементах иявлениях погоды: приземном ветре, видимости, облачности и всехопасныхдля авиацииявлениях погоды.

Период действия самостоятельногопрогнозадля посадки - 2 часа, начиная с момента составления. Прогноз погоды дляпосадки типа "тренд" состоит из регулярной, специальнойили выборочной сводкипо аэродрому, дополненнойпрогнозом изменений. В прогнозе указываются значительные изменения одного или нескольких следующих элементов: приземного ветра, видимости, облачности и явлений погоды. Прогнозы по маршруту и районуполётов включают информацию о ветре и температуре воздуха на высотах, особых явлениях погоды и облачности, а также о других элементах, в зависимости отхарактера полётов.

Основной формой предоставленияпрогнозов по маршрутам ирайонам полетовпо ППП являются прогностические карты особых явлений погоды и карты ветра и температуры воздуха на высотах, а для полётовпо ПВП - прогнозы в форме таблиц или открытоготекста. В тех случаях, когда прогнозы длянеобходимых уровней и маршрутов полётов не могут быть обеспечены в формекарт, аэродромный диспетчерский орган предоставляетих потребителям в формеоткрытого текста и/или таблицы.

Информация SIGMET

Является кратким описанием открытым текстом с принятыми сокращениями фактическихи/или ожидаемых опасных для авиации явлений погоды по маршрутуполёта, которые могут повлиять на безопасностьполёта, а также предполагаемоеразвитие их во времени и пространстве.

Информация AIRMET

Представляет собой краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и /или ожидаемых определённых явлений погоды по маршруту полёта,которые не были включены в зональныйпрогноз для полётов на малых высотах икоторые могут повлиять на безопасностьполётов на малых высотах, а такжеэволюцию этих явлений во времени и, как правило, выдаваемая экипажу полетная документацияимеет лист условныхобозначений, используемых в полетной документации, поэтому в данной главе нетнеобходимости описывать её содержание.

Информация о ветре, температуре на высотах и особых явлениях погоды намаршруте, включаемая в полетную метеорологическую документацию,предоставляется в виде карт:

- прогностических карт для стандартных изобарических поверхностей, наиболее близких к эшелону полета;

- карт особых явлений погоды для соответствующих уровней.

Карты особых явлений погоды составляютсяпо трем высотным уровням ихарактеризуют погодные условия в воздушных слоях:

- от земли до изобарической поверхности 700 гПа или до уровня эшелона 100 –нижний уровень;

- для изобарических поверхностей от 700 до 400 гПа или для эшелонов полета от100 до 250 – средний уровень;

- от 400 до 150 гПа или для эшелонов от 250 до 630 – верхний уровень.

Часто зональные метеорологические центры выпускают Комбинированныекартыособых явлений погоды – для средних и верхних уровней (от700 до150 гПа).

Карты особых явлений погоды, выдаваемые в полетной документацииэкипажам,могут быть представленыкартой среднего и/или верхнего уровня илиКомбинированнойкартой особых явлений погоды и отражают сведения,касающиеся:

- активных гроз;

- тропических циклонов;

- линий сильных шквалов;

- умеренной или сильной турбулентности (при наличии облаков или при ясномнебе);

- умеренного или сильного обледенения;

- песчаной/пыльной бури;

- облачности, связанной с явлениями, указанными выше для эшелонов полета100-250;

- толькокучево-дождевых облаков, связанных с вышеперечисленными явлениями, для эшелонов полета выше 250;

- местоположения поверхности определенных зон конвергенции (тропический фронт);

- местоположения, направления и скорости движения фронтальных систем;

- высот тропопаузы;

- мест и времени вулканических извержений, сопровождающихся появлениемоблаков пепла, влияющих на производствополетов воздушного судна, а также содержащихнапоминание о необходимостируководствоваться информацией сообщений SIGMET, выпущенных для данного района.

Прогноз условий погоды по маршруту полета может быть представлен в табличной форме, если аэродромный метеорологический орган не обеспечивает представлениеэтой информации в виде прогностических карт.

Указанныепрогнозы, согласно НМОГА, подготавливаются на бланкахАВ-5а - для полетовпо ППП на высотах более 3000 м и содержат:

- краткую характеристику синоптической обстановки с указанием направления и скорости перемещения атмосферных фронтов, центров барическихобразований, атакже их активности;

- данные об облачности, скоторой связаны особые явления погоды;

- данные о ветре и температуре для стандартных изобарических поверхностей;

- сведения о струйных течениях, высотах тропопаузы.

Метеорологическаяинформация о фактических и ожидаемых метеорологическихусловиях по маршруту полета, на аэродромах вылета, посадки и запасных,предоставляемаялетным экипажам в виде инструктажа или консультации, служит дополнением, пояснением

По соглашению между полномочным метеорологическиморганом аэропорта иэксплуатантом ГА информация может предоставляться вместо полетнойметеорологической документации. Такаяинформация предоставляется экипажампри полетах продолжительностьюменее двух часов, так как согласно НМО ГА Украины, в этом случае полетная документация экипажу не выдается.

Б) Предоставление метеоинформации по системе «Брифинг»

Для оказанияпомощи членам экипажа в подготовке к полету метеорологическийорган осуществляет показ последней полученной информации:

- регулярных и выборочных специальных сводок; прогнозов погоды по аэродромам;

- предупреждений по аэродрому вылета, маршрутам и районам полетов;

- информации SIGMET, AIRMET;

- донесений с борта воздушных судов;

- текущих и прогностических карт особых явлений погоды и данными о ветре итемпературе воздуха на высотах, высоте тропопаузы, струйном течении;

- информации метеолокатора;

- информации сметеорологических спутников Земли.

Примечание.

1Кодом METARкодируются только данныерегулярных наблюдений за фактической погодой.

2 Сводки METARиспользуются для передачи на другие аэродромы и отличаются от сводок,распространяемыхна аэродроме. Впримечаниях к отдельным группам кода указаны эти различия.

3Названия кода METAR должно включаться в начале отдельной сводки с фактичес- кой погодой. Если несколько сводок объединены в бюллетень, название кода METAR указывается, лишь в первой строке текста бюллетеня, а после негопередаются стандартные строки наблюдения (время UTC).

Если бюллетень передается по связи MOTNE (сеть метеорологической оперативнойэлектросвязи в Европе - METEROLOGICAL OPERATIONALTELECOMMUNICATION NETWOKIN EUROPE), появляется стандартный заголовок, например:

I II III SAEE31 LKPR 051200Z

I SA- summary actual - отличительные буквы фактической погоды.

EE- Europe East - географический указатель района передачи

31- номер бюллетеня.

II LKPR- международный четырехбуквенный индекс передающего центра, составившего бюллетень.

III 05- число месяца.

1200- время наблюдения за фактической погодой или передачи сводки.

Z-отличительная буква времени (UTC).

4Группы кодов содержат не одинаковое количество знаков. Если тот или иной элемент отсутствует, соответствующая группаили часть ее в данной сводке опускается.

5Группы кода могут повторяться в сводке несколько раз в соответствии сразъяснениями для каждой группы.

6В ответ на запрос экипажа, а также в информацию для взлета и посадки передается не среднее значение повторяющейся видимости на ВПП за 10 минут, а соответствующее последнему измеренному значению видимости.

7На территории Украины и стран СНГ приняты следующие критерии интенсивности осадков: умеренные при видимости 1-2 км, сильные при видимости менее 1000 м.

8. . По решению страны в сводку может включаться группа WW -Обозначение явлений погоды сцифрами кода. Например: -SHRA(80RA) - слабый ливневой дождь.

9НатерриторииУкраиныи странСНГ в группе дополнительной информации можно также встретить:

- фактически измеренную границу облаков (НГО) или вертикальную видимость.Для указания нижней границы используются обозначения QBB или BASE. Например: QBB 100м - фактически измеренная НГО100 м.BASE 110 - фактически измеренная НГО 110 м

- для вертикальной видимости - VVили VER VIS. Например: VV 75v - в/в 75м VER VIS 85 - в/в 85 м Если в сводке указывается фактически измеренная НГО или в/в, то экипажпринимает решение на вылете, используется значения, переданные в этой группе.

- указатель RMK сообщает о начале раздела. После указателя RMK может быть включена любая другая дополнительная информация для внутреннего (внутри страны) пользования: о виде облачности, открытии (закрытии) гор, турбулентности,обледенения, давления QFE, состояния ВПП, коэффициенте сцепления и другаянеобходимая информация.

Сообщается открытым текстом с принятыми сокращениями:

- фактические изменения нижней границы облаков или вертикальной видимости вметрах;

- давление на аэродроме QFE;

- данные ветра, если порыв меньше 5м/с;

- данные МРЛ;

- наличие обледенения, турбулентности;

- закрытое препятствие МТМ/О - мачты, теле мачты открыты;

- состояние ВПП или 8-цифровое состояние ВПП;

- другая информация;

- коэффициент сцепления (к.сц.).

Например, ксц. 0.6 могут сообщить одним из следующих способов: SC062, 062,BA062, 08R062.

Также, при подготовке к полёту по Брифингу при продолжительности полёта впределах 1 часа полетного времени, экипажу сообщается: